ТЕАТР ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА НОВОСИБИРЦЕВ ПОЧТИ НЕ ПОРАДОВАЛ

gorodgid.ru
26.02.2009
Степан Звездин

Многообещающий гастрольный спектакль модного московского режиссера Кирилла Серебренникова обернулся пшиком

Особенности культурной жизни таковы, что из десятка событий, которых ты ждешь с неподдельным интересом, – в лучшем случае "выстреливает" половина. Остальные же проходят по касательной, как будто их и не было. Классическая пропорция между плохим и хорошим пугает: только 10% увиденного тобой может хоть как-то претендовать на статус культурного события. Все остальное – ложь, профанация и вытягивание денег из твоего кошелька.

В зоне риска – любители поглазеть на "живых" знаменитостей. Имена Чуриковой, Ахеджаковой, Табакова, многочисленных сериальных звезд притягивают зрителей священной силы магнитом. Спрос рождает предложение: десятки звездных команд с чесом проносятся по провинции, сгребая за один спектакль миллионную выручку (цена билетов на спектакль со "звездой" сегодня колеблется от 1000 до 5000 рублей). Как показывает практика, людей не останавливают ни высокие цены на билеты, ни богатый опыт зрительских неудач: как правило, все походы на хоть и столичные, но самодельные антрепризные спектакли заканчиваются разочарованиями и семейно-дружескими клятвами, что "больше мы в этот ДКЖ ни ногой!". Проходят недели: стертые разочарования сменяются новыми надеждами. Зритель снова блуждает по афишам в поисках "звезды". Впрочем, в новой России дешевые с художественной точки зрения постановки нашли своего дорого зрителя: на "звезд" приходит совершенно особая публика, которую никогда не встретишь в академическом театре. Запахи в фойе – тоже особые. Соответственно цене купленного билета. Это – манагеры и их шефы, которым в театр сходить "по приколу" – "просто пришли" и "просто уйдут". Именно ими и живет современный театральный гастрольный бизнес.

Редкая удача – встретить на афише с именами приличных актеров имя приличного режиссера, ибо именно он, а не актеры отвечают за качество конечного продукта.

Казалось, что Новосибирску на прошлой неделе повезло: в репертуаре гастрольных вечеров ДКЖ появился спектакль "Figaro. События одного дня" с известными ныне актерами: Евгением Мироновым, Авангардом Леонтьевым, Виталием Хаевым, Мариной Голуб и другими "отечественными" звездами. С высокой долей уверенности можно предположить, что вряд ли спектакль увидел в зрительном зале такое количество представителей новосибирской культурной богемы, если бы не имя режиссера Кирилла Серебренникова на его афише.

Кирилл Серебренников – культовый современный режиссер-провокатор, авангардист, автор нашумевшего фильма "Изображая жертву", возмутитель спокойствия театральной Москвы. Именно он, как следует из программки, и прикоснулся к постановке сего шедевра, озаботившись предварительно разработкой новой версии текста Бомарше.

Слово "прикоснулся" здесь наиболее точное. На 10-ой минуте спектакля стало ясно: Серебренников заезжал на репетиции часа на два – расставил актеров по углам, сунул в губы провокационный матерный текст и был таков. Заботиться о рождении хоть минимального сценического смысла Серебренников не стал. Актеры играют на штампах и абсолютно не осваивают то, что играют. Одним словом, играют на публику, засучив рукава. Ходят мнения, что раскрученные современные режиссеры направо и налево продают свои громкие имена на афиши, а на репетиции не приходят вовсе: актеры учат текст и варятся в собственном соку. Что произошло в этом случае – конечно, неизвестно, но скупость сценического языка настолько очевидна, что если это и делал сам Серебренников (а это, скорее всего, так), – то откровенно подмочил свою репутацию.

Впрочем, всему виной может оказаться и зал ДКЖ, скрадывающий и поглощающий все живое, что есть в спектакле: пространство Домов культуры никогда не шло на пользу приезжающему театру. Вполне возможно, что на собственно театральной площадке этот проект Евгения Миронова смотрелся бы куда лучше.

Но и столичная пресса не на стороне этого спектакля ("GG" рекомендует своим читателям, перед тем как купить билет на гастрольный московский спектакль – ознакомиться с профессиональными отзывами о нем на сайте Смотр.Ру). После премьеры вышел целый ряд публикаций с громкими заголовками, разоблачающими первый продюсерский опыт Евгения Миронова: "Бомарше упал-отжался", "Коктейль Фигаро", "Фигаро здесь нет", "Драма уставшего цирюльника", "Фигаро ни здесь, Фигаро ни там", "Полукислый Бомарше", "Бомарше под майонезом" и другие.

... Осторожнее, господа зрители!