КАКАЯ СВАДЬБА БЕЗ БАЯНА

Журнал "Ваш досуг"
05.01.2007
Алла Шендерова

Евгений Миронов дебютировал в роли продюсера. Первой ласточкой его Театральной компании стал спектакль "Figaro. События одного дня", поставленный Кириллом Серебренниковым

О комедии Бомарше Евгений Миронов и Кирилл Серебренников мечтали еще во время мхатовских репетиций "Господ Головлевых". Тогда остроумные, легкие диалоги "Фигаро" казались им желанным отдыхом от мрачной прозы Салтыкова-Щедрина.

Первые репетиции проходили минувшей осенью в Одессе, а в Москве Миронов и его компания репетировали в ДК КГБ на Лубянке. Вероятно, именно этот ДК с его монументальной советской роскошью повлиял на художника Николая Симонова, обшившего сцену темным деревом. Доисторический телефонный аппарат, торшер и кресло 70-х, холодный свет люминисцентных ламп – покои графа Альмавивы напоминают кабинет партактива все в том же ДК КГБ.

... Фигаро, узнав, что Марселина – его мать, а не возможная невеста, мгновенно превращается в малыша, ищущего материнской ласки. Трогательный дуэт нашедших друг друга матери и сына – самая забавная сцена спектакля. ... Граф в виртуозном исполнении Виталия Хаева – наших дней солдафон, лишь примеривающий маску либерала и падкий на лесть. ... [У самого Фигаро] реакции быстры, реплики остроумны, но не блестящи. ... Такой женится, потом купит машину, накопит на квартиру, но пьесу он никогда не напишет – а ведь герой Бомарше, как известно, баловался пером!..

... Фантазия Серебренникова, как всегда, цветет пышным цветом, но такое впечатление, что режиссер то и дело устает от им же самим заданных правил, бросает игру и увлекается новой. Трудно объяснить, почему персонажи его спектакля – наши с вами современники – помещены в интерьеры 70-х. Почему декадентка-графиня (Елена Морозова), разговаривая с Сюзанной (Юлия Пересильд) произносит монолог Мадам из "Служанок" Жана Жене, цитирует Ахматову и Пастренака, а после, вместе с другими персонажами, превращается в солистку ВИА, распевающего песни Сержа Гинсбура.

Еще недавно все газеты пестрели забавными снимками: актеры "Фигаро" облачились в свадебные наряды и снялись в интерьерах ЗАГСа. В интервью режиссер рассказывал о том, что задумал эту акцию как пародию на манеру нынешних звезд шоу-бизнеса превращать свои свадьбы в пиар-акции. Его спектакль, который, как и пьеса Бомарше, заканчивается свадьбой, тоже напоминает пародию. Временами затянутую и тяжеловесную, но в целом занятную. Что до каких-то драматических или философских глубин, то на них спектакль и не претендует. Какое время на дворе – таков и "Фигаро".