СПЕКТАКЛЬ "ГАМЛЕТ/КОЛЛАЖ" В ТЕАТРЕ НАЦИЙ

timeculture.ru
24.12.2013
Анна Бояринова

Свершилось! После пяти лет работы всемирно известный канадский режиссер Робер Лепаж представил московской публике спектакль «Гамлет/Коллаж». Все роли пьесы Шекспира играет Евгений Миронов.

Капризные столичные зрители увидели техничную инсценировку классики и открыли для себя Миронова в новом качестве – каскадера и трюкового артиста. Причиной тому пространство, куда Лепаж решил перенести действие. Он установил на традиционную сценическую плоскость куб, который вращается, реконструируется, видоизменяется благодаря световым проекциям. Драма разворачивается в нём. Актёр, двигаясь в кубе, поднимаясь по его граням, скатываясь на сцену, каждую минуту рискует – одно неловкое движение может стоить жизни. Причем мало что зависит от него самого – основная ответственность за слаженность работы кубического механизма лежит на скрытых в кулисах работниках. За легко сменяющимися сценами виден титанический труд всей русско-канадской команды.

Шекспир устами Гамлета сказал, что задача драмы – «являть всякому веку и сословию его подобие и отпечаток». Лепаж видит сценическое отражение современной жизни в кубическом преломлении. Иными словами, жизнь из привычного плоского двумерного пространства (квадрат) перенесена в трехмерное (куб), а в некоторых сценах – в пространство с несчётным количеством измерений (гиперкуб). Это кажется справедливым, если учесть, что сегодня и вправду люди из привычной плоской реальности уходят в бесконечное виртуальное пространство. Благо, технический прогресс и Интернет способствуют. С этой точки зрения сценограф Карл Фийон сделал свою работу по-шекспировски и отразил на сцене истинное положение дел.

Однако возникает другой вопрос: почему именно «Гамлета» надо помещать в куб? Ведь с таким же успехом тут может быть разыграна какая угодно история. И ответ не так очевиден: система ценностей персонажей пьесы в спектакле обозначена невнятно. Если у Шекспира показано столкновение чести (Гамлет) и грехопадения (Клавдий и Гертруда), то здесь конфликт теряет остроту. Понятия, по которым живут герои, обесцениваются в этом кубе, а экспрессия слова трансформируется в экспрессию формы. То, что Шекспир предлагал зрителю услышать, Лепаж предлагает почувствовать. Всё зависит от восприимчивости самого зрителя, от богатства его фантазии.

Вот как Робер Лепаж описал свой стиль работы с Шекспиром: «Единственное, что я переосмыслил, – это пространство. Поместил всё в куб, потому что традиционная плоскость очень невыразительна сама по себе и ограничивает экспрессивность действия. Тот факт, что Евгений играет все роли, и женские в том числе, тоже отсылает к шекспировскому театру, в котором лицедействовали только мужчины. Шекспир когда-то завещал играть в прямом смысле слова на сцене: играть, в первую очередь, с монологами, словно отстраняясь от героев. Ведь если посмотреть на «Гамлета» объективно, то это сборник хитовых монологов. Мой спектакль сохранил завещанные Шекспиром элементы азарта».

Что ж, если ставилась такая задача, то происходящее вполне подпадает под определение игры: игры сценами, проекциями, монологами, – отсюда в названии спектакля слово «коллаж» (в дословном переводе с французского «склеивание»). По крайней мере, никто никого не обманывает: не «Гамлет», а «Гамлет /Коллаж».

Тем не менее, спектакль представляется удачным экспериментом. В мире уже всё не так, как пятьсот лет назад. Только в театре – та же сцена, кулисы и декорации. Давно назрела необходимость перемен в структуре сценического действия, его «актуализации» – на дворе третье тысячелетие и век информационных технологий. Думается, предложенное здесь решение является адекватным запросу зрителя, привыкшего к «сетевой» жизни в параллельном пространстве. А что до «Гамлета», то Миронов неплохо справляется со всеми персонажами. Они здесь акробаты, и сверхзадача у актёра – не упасть. Отлично справился.