"ЧАЙКА"

mosteatr.ru

Аншлаговое возвращение "Чайки" на мхатовскую сцену несколько некорректно называть возвращением. Это – полноценное возрождение. Здесь все, как у Высоцкого, что "мы, отдав концы, не умираем насовсем." Назад на грешную землю и не менее грешную сцену МХТ Чехова "Чайка" вернулась из нирваны конца 20-го столетия в новом обличье и воплощении. Ефремовская постановка 80-го года прошлого века, объявленная (совершенно объективно) знаковой, классической и непревзойденной, вновь покоряет столичного зрителя утонченной социальной архаикой, интриганским сюжетом, адскими страстями и – самое главное – новым актерским составом. Главный спектакль главного театра страны снова рассказывает нам притчу на знаковую тему "в театре – о театре" и кое на что намекает.

Насколько оправданным можно считать возвращение бессмертного творения Антона Чехова после того, как блестящий и непревзойденный "чайковский" коллектив 80-х канул в Лету? Что можно ожидать от "Чайки" после ефремовской постановки с такими грандами, как Смоктуновский, Калягин, Евстигнеев, Вертинская, Васильева, Попов, Лаврова, Мягков? Не стала ли новая постановка откровенным посмешищем? И правомерно ли вообще ставить эту пьесу с "не теми самыми" актерами? Оказалось – можно и нужно. И режиссер Николай Скорик легко закрыл рты некоторых фанатичных театралов, судорожно стонавших вплоть до 2001 года (премьера) о "стыде и позоре" для отечественного театра вообще и для МХАТа в частности – не иметь в своем репертуаре "Чайки". Спектакль удался.

Олег Табаков безо всяких претензий отдал дань уважения своему учителю. Так спектакль на афише и значится: "Вновь в репертуаре". "Постановка и режиссура – Олег Ефремов". Поставленная более 20-ти лет назад великим мастером, "Чайка" осталась той же самой – жирной, сочной и даже немного "прожженой" птицей. Постановку не редактировали – лишь малость подретушировали, подсурьмили да придали заряд молодости. Главным козырем новой постановки стал обновленный (естественно!) актерский состав. В МХТ Чехова в спектакль вдохнули новую жизнь. Львиная доля успеха отошла, само собой, новой генерации мхатовцев. Ирина Мирошниченко (хотя ее-то новой не назовешь) прекрасно справилась с ролью актрисы Ирины Аркадиной. Аромат сдержанной надменности, едва скрываемого превосходства и ясно осознаваемой красоты дополняется обаятельной улыбкой, статностью и терпкой сексуальностью зрелой женщины. Ее роль Мирошниченко не просто сыграла, а прожила. Яркая многогранность таланта позволила ей изобразить и пылкую страсть влюбленности, и жалкую сцену унижения перед Тригориным.

Бориса Тригорина сыграл Михаил Хомяков. Несмотря на довольно заурядную внешность и откровенную нехаризматичность своего актерского амплуа, актер сумел блестяще вжиться в роль беллетриста-донжуана. Все – по Станиславскому. Такого успеха некоторые ценители от Хомякова явно не ожидали.

Юная Анастасия Скорик три часа спектакля таилась под личиной Нины Заречной – девушки страстной, театральной (или "театралистой") и несколько капризной. Пожалуй, Скорик нашла тут свою роль. Темперамент, лицедейские данные и даже черты лица – как нельзя лучше передают двойственный характер чеховской героини. Аплодисменты и "пять баллов"!

... Сценография спектакля довольно аскетична. Плетеные кресла, деревянные конструкции беседок, "каменная" колоннада импровизированной сцены... и все на темном фоне. Такой подход к оформлению позволил художнику Валерию Левенталю отвлечь внимание зрителя от ненужной бутафории и сконцентрировать его на игре характеров героев и нюансах нового прочтения "Чайки".

Резюмируя сказанное, можно однозначно утверждать, что МХТ Чехова вновь полноценен (без "Чайки" было как-то не так, что ли), заново родившаяся " Чайка" оправдала все самые смелые ожидания, новая труппа определенно сыгралась, а смелые задумки Олега Табакова, как всегда, приносят МХТ Чехова солидный доход.