МИРОНОВ, КАЛИГУЛА, ТЕАТР НАЦИЙ, СУБЪЕКТИВНО

echo-pitera.livejournal.com
14.02.2011
Татьяна Троянская

Мне вот интересно – как чувствует себя артист, которому аплодируют, едва он появляется на сцене. Вроде как спасибо говорят за то, что ты есть... или за то, что приехал к нам. Или ты еще ничего не сыграл, но мы тебя все равно любим и будем любить, даже если ты не оправдаешь надежд. Интересно, та публика, что аплодировала Евгению Миронову на спектакле "Калигула" в самом начале, осталась на второе действие?

Частично – да, потому что и в момент начала второго действия аплодисменты в ТЮЗе, когда Калигула возник на сцене, раздались вновь, не такие страстные как в начале, но все же... А Миронов еще и подыграл: мыльную пену на голову водрузил. Смех в зале – ура! Редкая возможность посмеяться на спектакле Някрошюса.

Билеты стоили несколько тысяч, публика пришла смотреть на Миронова. Не знаю, у кого какие мысли возникли при просмотре спектакля у тех, кто сидел в зале, а у меня вот какие.

Я смотрела спектакль Някрошюса с Мироновым, и так хотелось быстро сесть и написать все, что думаю о нем. Но... внезапно заболела. И это хорошо. Потому что то, что возникает в голове в первые минуты, когда покидаешь театр, они, может, и верные, но слишком эмоциональные. А спектакли Някрошюса, апеллирующие к разуму, эмоциями трудно оценивать. Так вот. Понимаю, что сравнивать спектакли двух разных режиссеров по одному и тому же произведению смысла нет. Но ничего не смогла поделать. Текст Камю уносил меня в спектакль Бутусова в театре им. Ленсовета. Хабенский-Калигула, Геликон-Хабенский, Сципион-Андреев. Разные режиссеры, разные актеры и спектакли очень разные. Поэтому пишу только о своих ощущениях, которые и объясняют мое желание сравнить.

Одиночество! Ключевой момент в "Калигуле", и это одиночество – сознательный выбор Гая. Но, если вспомнить Петрония – они ж все были такие мальчишки. Геликон, Сципион и император. А Миронов в спектакле Театра Наций – император... Всегда, и даже в сцене со Сципионом, когда они вспоминают свое детство, Миронов остается ведущим актером и художественным руководителем театра. Он хорошо играет, как, впрочем, и практически все артисты в этом спектакле. Но Миронов не играет одиночество, он одинок сам по себе и закрыт от всех изначально, как человек. Не увидела я за этим панцирем, увы, Калигулы. И еще. После спектакля Бутусова мне так было жаль Калигулу, что хотелось рыдать. После спектакля Нюкрошюса я встала и ушла, вновь убедившись в том, что любовь Евгений Миронов играть не умеет. Он ведь любил Друзиллу! Впрочем, верю, что почитателей у спектакля будет много. Режиссер Някрошюс – священная корова, сказать о нем плохо все равно, что признаться в своей некомпетентности. Он и правда великий режиссер. Но водрузив однажды на голову ему корону величия, люди забыли о том, что Някрошюс – человек и он меняется, и мир меняется, и его отношение к театру тоже. Скажу страшное: последние спектакли Някрошюса для меня были невероятно скучны. При этом мне очень нравится Някрошюс как личность, Някрошюс-философ живет на своем хуторе, общается только с близкими, счастлив, думаю... Он не делает коммерческих спектаклей, в халтуре его упрекнуть нельзя.

Повторюсь, это мое личное мнение. Субъективное. Тем, у кого крылья появляются после спектаклей Някрошюса – завидую. Смотрите и летайте!

P.S. После спектакля села в машину и включила на полную громкость альбом "Супертанго" Олега Нестерова. Чудесный альбом. И там тоже есть про одиночество. Кратко, но эмоции, которые вызвали у меня пара песен, гораздо сильнее, чем те, что после спектакля.