ТЕАТР ВОЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Журнал "Коммерсантъ-Weekend"
03.02.2006
Роман Должанский

В "Страстях по Бумбарашу" ритм, музыка и сценическая форма гораздо важнее любых идейных установок

Вообще Студию Табакова не обвинишь в чрезмерном увлечении военной или, напротив, пацифистской тематикой. Но факт остается фактом – для гастролей в Киеве выбраны спектакли, в которых речь идет о военных действиях.

Войны, конечно, разные. В "Билокси-блюз" – вторая мировая, хотя действие и происходит не на передовой, а в Соединенных Штатах, где новобранцев обучают перед отправкой на фронт. Конфликты во взводе случаются нешуточные, зато здесь всегда понятно: кто прав, а кто виноват, кто невинная жертва, а кто злодей и невротик. Действие же "Бумбараша" разворачивается в России в годы гражданской войны. И тут уже совсем ничего не понятно – кто свой, а кто чужой, кто друг, а кто враг, и вообще, на чьей стороне правда. Соответственно, и поставлены спектакли по-разному: Олег Табаков делал "Билокси-блюз" как психологическую драму с ясными ориентирами. А Владимир Машков, человек другого поколения и нового времени, сделал, в сущности, один из первых российских мюзиклов нового времени, где ритм, музыка и сценическая форма гораздо важнее любых идейных установок.

"Билокси-блюз" поставлен в 1987 году, то-есть еще в советскую эпоху, хотя и на излете ее. "Страсти по Бумбарашу" появились в начале 90-х, в гораздо более лихие годы. Так что первый спектакль более серьезен, зато второй – лих и бесшабашен. Первой из постановок почти 20 лет, второй – почти 15, то-есть, объединяет гастрольные спектакли еще и солидный возраст. Как ни странно, "Билокси" выглядит моложе. Дело в том, что он служит "Табакерке" чем-то вроде кузницы кадров: через пьесу Нила Саймона проходят актеры-новобранцы этого театра. А когда-то в нем играли и Евгений Миронов, и Сергей Газаров, и Сергей Безруков, и другие нынешние звезды.

Что касается Евгения Миронова, то он до сих пор исполняет главную роль в "Страстях по Бумбарашу". Это вроде как спектакль-мемориал. Кроме Миронова, в постановке Машкова бессменно играют Виталий Егоров, Андрей Смоляков, Михаил Хомяков, Александр Мохов. Они сегодня уже гораздо старше своих героев. Однако заводному, зажигательному "Бумбарашу" это не только не мешает, но вроде как даже идет. Владимир Машков так здорово сочинил этот спектакль, что от возраста и самочувствия исполнителей зрелище, кажется, и не зависит. Это такой музыкальный механизм, в котором руки, ноги и голоса актеров уже работают сами по себе. Но при этом заразительность для публики не теряется. Сказанное не означает, что посещение спектаклей можно отложить: хорошие спектакли иногда живут долго, но бессмертие все-таки не подарено ни одному из них.