СЕАНС СТОЛОВЕРЧЕНИЯ

Газета "Московские новости"
06.06.1993
Елена Веселая

"Бумбараш" с Валерием Золотухиным был, безусловно, лучшим революционным фильмом последних советских лет. Удивительно был хорош, учитывая время, когда делался, – ранние произведения ныне непопулярного Аркадия Гайдара рассказаны весело, без нажима, надрыва и отчетливой классовой позиции – "красные" хорошие, "белые" плохие. Легкость эта была обманчивой – достаточно сказать, что Юлий Ким, автор прелестных песен к фильму, многие из которых стали распеваться как народные, был вынужден скрываться под псевдонимом "Михайлов": на тогдашнем телевидении вольнодумный поэт и друг Александра Галича был персоной нон грата.

Спустя двадцатилетие Театр-студия под руководством Олега Табакова решил вернугься к "Бумбарашу" и рассказать его по-новому. Юлий Ким (уже под своей фамилией) зарифмовал реплики героев, а также написал вместе со своим постоянным соавтором композитором Владимиром Дашкевичем несколько новых песен. Получилось действо в теркинско-чонкинском духе.

На долю юного солдатика Бумбараша выпали и полет на воздушном шаре в логово германца, и мнимая смерть с похоронкой родственникам, и предательство родного брата Гаврилы, женившегося на Бумбарашевой невесте... Возвращается он домой к разбитому корыту и гражданской войне, и хочет его душа одного – покоя. Но каждый норовит привлечь его в качестве "военспеца" – оказалось, опыт германской войны очень ценится и красными, и белыми, и "разноцветными", обозначенными в программке, как "банда"; Бумбараш (в его роли признанная "звезда" молодого поколения Евгений Миронов), как Колобок, пытается уйти и от тех, и от других. Да еще и Варю, невесту свою бывшую, увести с собой.

Можно было подумать, что молодые люди, сделавшие спектакль (режиссер Владимир Машков), от души потопчутся на "красных", благо это нынче в моде. Однако нигде добродушная усмешка не переходит в злобу, а многочисленные цитаты из "кино нашего детства" – "Чапаева", "Служили два товарища" – свидетельствуют скорее о романтике и еще больше – о прекрасном чувстве юмора. Сама смена власти, за которой трудно уследить, показана через огромный стол, занимающий половину сцены. На нем – то красный кумач, то зеленое бильярдное сукно, и каждая новая власть крутит его в свою сторону. Финал страшный – гора трупов. Погибли все, что должно символизировать простую истину – в гражданской войне нет победителей.