ОДИН ЗА ВСЕХ

Журнал "Театральный подвал" №11
09.2010
Нара Ширалиева

... Владимир Машков стал одним из самых ярких учеников Табакова, а в двадцать пять лет сыграл первую серьезную роль так, как не каждому актеру дано сыграть роль всей жизни. Можно придумывать силиконовые маски, компьютерные спецэффекты стоимостью в бюджет целого спектакля и пытаться обмануть зрителя, который, как известно, обманываться рад, да еще и за собственные деньги, а можно просто выйти на крошечную сцену, в ботинках на два размера больше (подарок Олега Павловича, этакая деталька – изюминка роли, чтобы походка была чаплинской), в незатейливом гриме и – начать мистификацию. Мы завороженно наблюдаем за ним, мы плачем настоящими слезами над судьбой вымышленного героя, который "вымышлен в кубе", поскольку Владимир Машков и Абрам Шварц – полные антиподы, и своего персонажа актер сочинил целиком: от шепелявости до волоска в искусственной бороде. При этом Абрам Шварц из "Матросской Тишины" Александра Галича – на самом деле герой, не просто имеющий прототип, – он абсолютно живой. За этим образом – сотни тысяч евреев, в разных местечках по всему миру, таких же сильных и беззащитных, готовых на все ради своих детей и неспособных пережить унижения плена. Владимир Машков видел эти тысячи Шварцев, когда играл "Матросскую тишину", потому так и получилась эта роль, получился спектакль, отдельной строкой вошедший в историю "Табакерки". ...