ПРОЕКТ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ №758, ПОСВЯЩЕННЫЙ СПЕКТАКЛЮ "МАТРОССКАЯ ТИШИНА"

schools.techno.ru
2000
Евгения Пронякина

Я прочитала пьесу Галича уже после того, как посмотрела спектакль в Театре-студии. Может быть, поэтому и спектакль, и пьеса слились для меня в единое целое...

В 1988 году дипломный спектакль курса О. П. Табакова "Моя большая земля" (так он тогда назывался) имел оглушительный успех. Поначалу люди стекались на "спектакль по пьесе, запрещенной аж с 58-го года". Сейчас бум спал, нет запретов, но и спустя более чем 10 лет, спектакль "Матросская тишина" идет с неизменным успехом – и не только в России. Каждый раз в зале собираются люди разных возрастов. Есть среди них и те, кто помнит военное и послевоенное детство (может быть, и воевавшие тоже), есть и более молодые люди.

Каждое поколение и внешне, и внеутренне чем-то отличается от предыдущего, и эта разница с годами накапливается. Однако мне кажется, что иная политическая и экономическая обстановка, новые музыкальные течения или новые книги – это не повод думать, что люди раньше, например, в начале века, были другими: иначе любили или иначе страдали. Есть так называемые "вечные" проблемы, волнующие сердца людей и по сей день, связывающие прошедшее с настоящим.

"Матросская тишина" обладает большим размахом, чем это может показаться на первый взгляд. Автор не ограничивается рассказом истории отца и сына.

Первое действие происходит в Тульчине – городке, не отмеченном на карте. Местечек, деревушек и городков, подобных выдуманному Тульчину, по бывшему Советскому Союзу – пруд-пруди. В них, да и в городах покрупнее, быт не одно десятилетие был приблизительно одинаков. Вот и получается, что детство Давида – детство нескольких "барачных поколений". В пьесе это подчеркивает авторское: "...мы, мальчишки...", описание вечеров и двора, в котором жили соседи рассказчика, главные герои Абрам Шварц и его сын Давид:

"... Август тысяча девятьсот двадцать девятого года. Первая пятилетка. Очереди у хлебных магазинов. Вечерами по Рыбаковой балке слоняются пьяные. Они жалобно матерятся, поют дурацкие песни и, запрокинув голову, с грустным недоверием разлядывают звездное небо. Следом за пьяными почтительными стайками ходим мы – мальчишки...".

В спектакле О. П. Табакова рассказчика как героя нет. Авторские ремарки заменяют декорации, костюмы и звуки. Александр Боровский оформил спектакль чрезвычайно просто: никаких излишеств, только несколько перекладин, имитирующих комнатенку на Рыбаковой балке, затем общежитие в Трифоновском переулке и кригеровский вагон для тяжело раненных. Возможно, кто-то подобную лаконичность примет за скудность, но, честное слово, большая детализированность не нужна. С первых же минут теряется ощущение театра – настолько хорошо воссоздана атмосфера прошлых лет...

Пьеса действительно прошла испытание временем, и сейчас она не менее интересна, чем, скажем, двадцать лет назад. Дело не только в том, что Галич изобразил ситуации, имевшие и имеющие как общероссийское, так и общемировое значение, а в том, что раскрыл он их через те личностные, интимные отношения, которые не оставляют людей равнодушными. Свет и юмор, заключенные в пьесе, тем более делают ее живой. А прекрасные актеры, в свою очередь, оживляют спектакль.

Абрам Шварц в исполнении Владимира Машкова трагикомичен. Актер так тонко и мастерски ведет игру, что зрители постоянно находятся между слезами и смехом, но он так неподдельно искреннен, так трагичен, что в зале, кажется, не остается того, кто не почувствовал бы слез – если не на глазах, то в душе точно! Машков играет сильно, не щадя ни душевных, ни физических сил, до неузнаваемости изменяя походку и голос. Евгений Миронов исполняет роль Давида не менее прекрасно. Надо слышать, с каким отчаянием, с какой жаждой прощения и с какой любовью звучат последние слова его героя! Дуэт этих двух актеров потрясающе человечен. Кажется, главное для них в этой пьесе – отношения между отцом и сыном.

Еще можно до бесконечности говорить о том, как эксцентрична Ольга Блок-Миримская в роли старухи Гуревич, как ярка и пронзительна Марианна Шульц (Людмила Шутова), как нежна Надежда Тимохина (Хана). Но то, что каждый артист, занятый в спектакле (повторяю, каждый!), является частью великолепнейшего ансамбля и что Олегу Павловичу Табакову , несомненно, удалось "влюбить" своих актеров в роли – это факт.