ЛИЦОМ К ВАСИЛИЮ МАКАРОВИЧУ

Газета "Алтайская правда" №382-385
09.12.2009
Любовь Карпова, Наталья Сохарева

На сцене краевого Театра драмы состоялось торжественное закрытие Года Шукшина в алтайском крае, а увенчал его спектакль "Рассказы Шукшина" Государственного театра Наций под руководством Евгения Миронова. Спектакль, вполне предсказуемо собравший аншлаг.

А перед спектаклем зрителям предложили вспомнить, какие события сделали этот год особенным. Фестиваль народного творчества "Калина красная", издание 8-томного собрания сочинений Василия Макаровича Шукшина, XI Всероссийский Шукшинский кинофестиваль и, наконец, Всероссийские Шукшинские дни на Алтае, за время которых в Сростках побывало 20 тысяч человек, издание прекрасных книг и альбомов – все события, посвященные нашему земляку, здесь не перечислить.

– К нашей чести, объявление Года Шукшина в Алтайском крае не осталось просто красивой идеей, – обратился к собравшимся губернатор Александр Карлин. – Оно придало новый сильный импульс развитию культуры в крае, зарядило людей светом творчества Шукшина, глубиной его внутренних исканий.

Губернатор напомнил также, что проведение Года Шукшина на Алтае позволило обратить к его творчеству молодежь и обновить родное село писателя, в котором теперь есть современная школа, мемориальная библиотека, преображенный культурно-досуговый центр и стадион, а также несравненный по красоте православный храм. А для мемориального музея-заповедника Шукшина было выстроено новое фондохранилище с конференц-залом и выставочной площадкой.

Одним из главных достижений этого года, по словам Александра Карлина, стало то, что к наследию Шукшина вновь стали обращаться профессиональные деятели искусств. Спектакли по его произведениям, как и 20 лет назад, с большим успехом идут на театральных подмостках нашей страны. И в этот вечер барнаульские зрители получили долгожданный подарок: постановку "Рассказы Шукшина" Государственного театра Наций.

Шукшин на фоне Сросток

– Степкина любовь, хи-хи, – озорно и чуточку манерно изрекает название самой первой новеллы девица, одетая в пестрое платьице. Она, как и все остальные персонажи на сцене, сидит на длинной лавке и лузгает семечки из бумажного кулечка рядом с такой же "нарядной" подружкой. За ними – стена огромных подсолнухов, настоящих сростинских, сфотографированных год назад художником спектакля Моникой Пормале. Уже в следующей части подсолнухи сменятся потрясающими фотографиями сегодняшних сростинцев.

Гротеск, пожалуй, основной прием латышского режиссера Алвиса Херманиса в его первом российском спектакле. Все герои в своих "чудаковатых" проявлениях гипертрофированы: Глеб Капустин, срезающий городских знаменитостей, ходит в буквальном смысле раздутый от собственной важности. Роковая медсестричка Клара, вскружившая голову доверчивому Сереге, под ядовито-алым платьем носит накладные бедра. Впрочем, не один поролон помогает артистам "лепить" свои образы (а каждый актер сыграл здесь около десятка ролей!).

Звезды Чулпан Хаматова и Евгений Миронов, как и все до единого их коллеги, в этот вечер продемонстрировали истинные чудеса перевоплощения. Пока меняются декорации (точнее, пока огромные фотографии заменяются на другие, соответствующие по смыслу следующей истории, а это считаные секунды), артисты успевают не просто переодеться, но буквально "впрыгнуть в шкуры" новых героев. Меняется образ, меняются манера и пластика. Известная актриса становится совершенно неузнаваемой в образе крошечной, трогательно шепелявой от ветхости старушки, чтобы уже в следующей истории стать распутной молодкой. Застенчивые влюбленные юноши, простые как лапоть мужички средних лет, сгорбленные печальные старики – за три часа сценического действа перед зрителями прошла целая вереница шукшинских типов.

Именно типов, типажей, заостренных до предела, что некоторым зрителям и не понравилось: показалось, похоже на анекдот. Впрочем, новеллы, и правда смешные уже за счет особой шукшинской интонации, многих зрителей вдруг растрогали до слез. Особенно надрывной вышла последняя, о Степке, недосидевшем в тюрьме три месяца и сбежавшем подышать родным воздухом.

Кстати, несмотря на прошлогоднюю поездку постановочной группы спектакля в Сростки и общение с односельчанами Шукшина, вся этнография в этом спектакле уместилась в настоящих народных песнях, звучавших, пока менялись декорации.

"Мы сдавали экзамен"

– Слов у меня нет... одни чувства, как и у вас, – губернатор Александр Карлин в явном потрясении обратился к артистам, вышедшим на поклон после спектакля. – Просто несказанное спасибо и земной вам поклон за то, что вы делаете своим творчеством! Вы своим спектаклем повернули страну лицом к Василию Макаровичу. Я знаю, что вам было тяжело сюда приезжать, но вам будет трудно от нас и уехать – они же вас не отпустят! – губернатор обвел рукой притихший зал, который снова взорвался аплодисментами.

Александр Карлин вручил артистам восьмитомное собрание сочинений Шукшина и мозаичное панно из алтайских самоцветов, сделанное мастерами Колыванского камнерезного завода. По словам губернатора, артисты Театра Наций показали пример верности своему слову: когда год назад Чулпан Хаматова, Евгений Миронов и режиссер Алвис Херманис говорили, что обязательно сыграют свой спектакль на Алтае, он все же сомневался в этом. В ответном слове художественный руководитель театра народный артист России Евгений Миронов сказал, что и сам не до конца верил в эту возможность: финансовый кризис спутал планы.

– Я вам скажу, что сегодня – ребята не дадут соврать – мы сдавали серьезный экзамен, – обратился Евгений Миронов к публике. – Но нам предстоит экзамен еще хлеще: послезавтра к нам на спектакль придут люди, которые были сегодня на фотографиях! И вот что они потом скажут, я не знаю, мы волнуемся... Я вам очень благодарен. Мы играли в замечательных городах и странах, скоро поедем в Израиль, но такого благодарного зрителя, как сегодня, еще не было, может, и не будет. Поэтому я хочу сказать ВАМ спасибо!

Кто не успел посмотреть спектакль – ждите диска!

Перед презентацией нашумевших "Рассказов Шукшина" в краевом Театре драмы состоялась встреча с главным режиссером спектакля Алвисом Херманисом и актерами.

Столичные звезды выглядели бодро и даже шутили, что в Сибири очень приятно мерзнуть. Немного уставшей казалась только Чулпан Хаматова, но коллеги объяснили это тем, что актриса так настраивается перед спектаклем.

Больше всего вопросов журналисты задавали Евгению Миронову. Актер припомнил, что когда приехал в Сростки, то первым делом решил искупаться в Катуни и... заболел! "Зато я получил огромный опыт. Сростки я вспоминаю на сцене, этот опыт у меня в мозжечке!"

А Чулпан Хаматова призналась:

– У меня после визита в Сростки появилась особая ответственность. До того я воспринимала текст как какие-то смешные истории. После поездки возникли люди и стало понятно, что актерского мастерства не хватит – необходимо подключать душу и сердце. А без них в этом спектакле делать нечего, будет пошло и нечестно.

Актриса также рассказала, как постановку смотрят в других странах:

– Во время показа в Хельсинки что-то случилось с титрами, и люди весь первый акт смотрели без перевода и все равно в "правильных" местах смеялись! В этом спектакле нет специфической, как нам кажется, русской души. Настолько простые и узнаваемые вещи написал Шукшин, что только в нескольких моментах можно по-разному их интерпретировать западному и русскому зрителю. Благодаря тому, что из спектакля были убраны всевозможные ватники и трактора, он воспринимается по-другому.

На пресс-конференции было объявлено, что в планах театра устроить показ "Рассказов Шукшина" на телеканале "Культура" и выпустить диски со спектаклем.