АЛТАЙСКИЙ РАЙ

Журнал "Театральный Петербург" №7-8
2009
Анна Петрова

Рассказы Шукшина сегодня не сама популярная литература. Драматург проекта театральный критик Роман Должанский, рассказывает, что идея перенести их на сцену принадлежит самому Алвису Херманису. И поначалу не могла не вызвать легкого замешательства у Театра Наций. Но во всех своих спектаклях Алвис Херманис почти всегда рассказывает истории о жизни простых людей. Которых любит, и за которых почему-то горько. Об этом и Шукшин.

Работу над "Рассказами" начали с поездки на Алтай, в родное село писателя Сростки. Но не ради этнографической реконструкции.

Играют спектакль на пустой, дощатой, отлакированной сцене с единственной скамьей в центре. Реальные шукшинские земляки в "Рассказах" появляются на цветных фотоплакатах Моники Пормале. О том, что это действительно алтайские старухи, трактористы – рассказывают в самом начале спектакля. Реальные алтайцы не очень похожи на ярких, немного китчевых героев спектакля. Последние не прочь щегольнуть характерным гримом.

Это вообще очень озорной, яркий, цветной Шукшин. И перед началом спектакля, пока публика рассаживается, на фотоплакатах – море подсолнухов. Десять рассказов, от веселой "Степкиной любви" до щемящего "Степки", играют в чуть гротескной, но нежной манере.

Авторский текст сохранен. К примеру, слева лузгают семечки и рассказывают историю про Степку. А справа – сам Степка (Павел Акимкин) уже столбенеет от своей любви.

"Я старомоден, – признается Алвис Херманис. – В театре нужно смеяться и плакать". И в современном зрительном зале, в меру циничном, в меру отзывчивом, три с половиной часа – смех и слезы. А потом овация – в истинном значении этого слова.

Спектакль ансамблевый, в нем много замечательных актерских работ. И в тоже время это бенефис Евгения Миронова. Он играет деревенского философа Глеба Капустина, фантазера Броньку Пупкова, слепого аккордеониста, мужичка, купившего микроскоп, и многих других. Строгие критики объясняют эту работу просто. Прямо так и говорят: наш современник – великий актер.

В финале спектакля веселье гаснет: милиционер уводит Степку (Евгений Миронов), мужика, из тоски по деревне бежавшего из тюрьмы за два месяца до освобождения. На сцене остается только его немая сестра (Чулпан Хаматова), и ей хочется еще рассказать про всех. И никак. Никак не выразить свою любовь ко всем этим людям. Алвиса Херманиса ведь называют "новым гуманистом мирового театра". И есть за что.