СИБИРЬ ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦЕВ

Газета "Вечерний Красноярск" №44
10.11.2010
Елена Коновалова

В Красноярске завершилась очередная ярмарка книжной культуры

Очевидно, что тематический подход успешно прижился на Красноярской ярмарке книжной культуры. Прошлогодняя КрЯКК прошла под знаком Года Франции в России. Основной темой нынешней, уже четвертой по счету ярмарки стал "Образ Сибири в европейском сознании". Своим видением загадочной сибирской земли делились художники, режиссеры, литераторы и музыканты. ...

Самым значительным театральным событием последней КрЯКК стал показ спектакля Театра Наций "Рассказы Шукшина". Приезд этого московского театра совпал сразу по нескольким причинам. Во-первых, его поддерживает учредитель книжной ярмарки Фонд Михаила Прохорова. Во-вторых, "Рассказы Шукшина" в этом году стали лауреатом национальной театральной премии "Золотая маска" сразу в трех номинациях. И, наконец, постановка идеально совпадает с основной темой ярмарки – свое видение произведений сибирского автора представил латвийский режиссер Алвис Херманис.

В последнее время на российской сцене вообще всплеск интереса к творчеству Шукшина, его ставят во многих театрах страны. Постановку режиссера из Прибалтики можно без преувеличения назвать самым точным попаданием в этот, казалось бы, давно забытый материал. Что во многом, конечно, связано с удачным выбором актеров – думаю, спектакль многое бы потерял, если бы в нем не были заняты Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Неслучайно сам Херманис на репетициях сравнивал себя со скрипачом, которому посчастливилось играть на скрипках Страдивари и Гварнери...

Но не стоит преуменьшать и заслуги режиссера. Как отметил Евгений Миронов, Алвис Херманис не ставил своей целью показать советскую деревню эпохи Шукшина. Герои его спектакля – обыкновенные люди, и их переживания, их трогательные человеческие истории созвучны и понятны и в нынешнее время. Причем не только россиянам – спектакль с неизменным успехом гастролировал в нескольких странах Европы и в Израиле. Правда, как посетовал Миронов, эта постановка во многом все равно связана с прошлым – слишком уж далека от нас, сегодняшних, наивность и бесхитростность героев шукшинских рассказов. Но, может, тем и притягателен еще этот спектакль, что в наше прагматичное время люди особенно остро ощущают нехватку такой вот искренности и неподдельности чувств?.. Например, в одном из рассказов герой убежденно говорит, что бросать детей – грех. Для него это непреложная истина, сама по себе заслуживающая того, чтобы попытаться сохранить семью. Сейчас, когда семейные ценности равнодушно попираются, такие рассуждения звучат особенно трагично. И как-то поневоле заставляют задуматься...

...