ЕВРОПЕЧКИ-ЛАВОЧКИ

Журнал "Профиль" №46
08.12.2008
Вероника Хлебникова

В рамках фестиваля "Новый европейский театр" состоялась премьера спектакля знаменитого режиссера из Латвии Алвиса Херманиса "Рассказы Шукшина" с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой.

За три часа, что идет спектакль, переворачивается с головы на ноги если не весь мир, то, по крайней мере, взгляд на некоторые вещи. Например, становится ясно, что основательно забытые рассказы Василия Макаровича Шукшина вовсе не остались в прошлом. Что их язык и персонажи – это не только отличное чтение, но, натурально, народное достояние, шагающее за всякие рамки – и отечественного, и литературного. Неудивительно, что эта прекрасная новость пришла от европейца Херманиса, одного из самых востребованных на международной сцене театральных режиссеров, руководителя Нового рижского театра. Подобно Чехову и Станиславскому с его системой, некоторые русские ценности получают на родине статус транзитом через чужедальние края. Рассказчику чеховского уровня, писателю Шукшину, объяснявшему попутчикам, что "едет к югу" в фильме "Печки-лавочки", пришлось побывать в Европе, чтобы вернуться домой.

Оказалось, что рассказы Шукшина, на первый взгляд, такие вещественные, привязанные к быту и к антуражу советского быта самого несчастливого свойства, вообще не нуждаются в реквизите ни эпохи, ни деревни: "космос" и "нервная система" в них категорически перевешивают "шмат сала". В руках у артистов появятся, конечно, и прельстительные сапожки, и преступный микроскоп из одноименных рассказов, но сыграют не самих себя – конкретные вещи, предназначенные для будничного прозаического употребления, – а прозрачно явят свою суть – идей, побуждающих душу как следует воспламеняться. Сценография Херманиса предельно проста: длиннющая, во всю сцену, лавочка и сменные задники с огромными фотопортретами современных жителей алтайского села Сростки, где Шукшин родился и вырос. Таким образом, все, что происходит на сцене, происходит на миру, и артисты играют не только перед публикой, но как будто на глазах у деревенских.

Составлен спектакль по принципу альманаха, в который Алвис Херманис отобрал десять рассказов, а это значит, что у каждого из артистов не одна, а едва ли не больше десяти ролей. То, как работают Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, делает постановку Херманиса событием в сугубо театральном смысле. Актерский театр, переживающий кризис на современной европейской сцене, получил фантастически веский аргумент в пользу своего существования и развития. Яркий, на грани эксцентрики способ артистического представления, не переживания, встречается в спектакле с такой особенностью театра Херманиса, как обращенность к "документальным" впечатлениям, добытым из жизни, из общения с реальными людьми, предваряющего некоторые постановки этого режиссера. В конце лета Херманис вместе с артистами наведался в Сростки, где художник Моника Пормале и сделала те самые снимки.

К форме альманаха в фильме "Странные люди" обращался и сам Шукшин, как принято считать, не вполне удачно с точки зрения кинематографической целостности. В том фильме, в новелле "Роковой выстрел", чудика Бронислава Пупкова, любившего порассказать, как в Гитлера стрелял, играл Евгений Лебедев. У Херманиса с целостностью все в порядке. Пупков, Степка, медичка Клавдия Никаноровна, Глеб Капустин, который всех срезал, – многообразие характеров, вся эта антология частностей, странностей, эксцентрических умов и фигур к финалу складывается в проявление универсального духа, в комедию божественную и человеческую. Возможно, именно это редкостное ощущение универсума, слияния, целостности, встречи становится самым счастливым переживанием спектакля, с безупречным вниманием отнесшегося к человеческому крою.