"РАССКАЗЫ ШУКШИНА"

Журнал "Театрал" №2
02.2009
Ксения Ларина

Десять рассказов Шукшина играют восемь актеров, самому старшему из которых – Евгению Миронову – сорок. Играют они и детей, и парней, и девушек, и теток, и глубоких стариков и старух. Играют они и авторский текст – именно играют, рассказывая очередной случай из своей деревенской, веселой и несладкой, жизни. На сцене вопреки всем приметам и правилам лузгают семечки, давят босыми пятками шелуху, разбросанную по полу, не стесняются в выражениях, с удовольствием поют разудалые частушки, целуются взасос, бесстыдно, и валят девок на длинную неструганную лавку.

Внутри спектакля весело и светло, от сочной желтизны подсолнухового поля режет глаз, от бесконечной, растянутой от края до края реки с утопающими в зелени берегами – захватывает дух. А с противоположной стены на актеров и на публику внимательно и насмешливо взирают реальные жители Сросток, шукшинской родины, – их портреты, блестяще исполненные фотохудожником Моникой Пормале, словно возвращают нас в реальность из сказочных снов о великой и счастливой стране.

Время вдалеке от Москвы остановилось: от шукшинских 70-x до бесшукшинских нулевых – нет и зазора. Впрочем, история не об этом, и слава Богу.

Алвис Херманис очень любит людей – это, пожалуй, главное, что выделяет его из плеяды новых режиссерских имен последнего десятилетия. Наверное, руководствуясь этой любовью, он и повез весь коллектив спектакля в далекие Сростки, как сделал это в свое время Лев Додин, репетируя легендарных абрамовских "Братьев и сестер". Знакомство с шукшинскими героями (а это именно они!), кажется, избавило молодых артистов от столичного высокомерия, с которым обычно приступают к "деревенской" теме.

В их игре нет ни пошлой милоты, ни фальшивого унизительного умиления, ни традиционного простонародного кривляния – они до такой степени живые и убедительные, что для переход из одного возраста в другой им достаточно одной-двух деталей: платка, надвинутого на самые брови, старомодных очков или уютных шерстяных носков. Но даже это не главное, в конце концов, играть стариков студентов учат с первых актерских этюдов – так же, как играть детей или животных.

А вот такой пронзительной искренности, такого невероятного желания жить, такой беззащитной открытости к миру можно было добиться только при условии абсолютного доверия друг к другу. Алвис Херманис создал мир, из которого не хочется уходить. Очень теплый, очень страдающий, очень несправедливый, очень беспомощный, очень русский. Пожалуй, это действительно лучший мир.