28 И 29 ИЮНЯ НА СЦЕНЕ МХАТ ИМЕНИ ГОРЬКОГО "ГАМЛЕТ"

Журнал "Time Out Москва"
26.06.2000
Анна Кузнецова

На излете сезона Петер Штайн привез в Москву своего пожилого "Гамлета", успевшего объехать полмира и засветиться на самых статусных театральных фестивалях. Команда все та же: похоже, Евгений Миронов (Гамлет) и Александр Феклистов (Клавдий) стали любимцами западных режиссеров. Только что они экспортировали русскую актерскую школу в спектакле англичанина Деклана Доннеллана "Борис Годунов". И вот – предыдущая работа "на выезд". Режиссура, как всегда в фестивальных спектаклях, не бросается в глаза. Спектакль компактен и легко адаптируется к разным сценическим площадкам. Преследование и убийство Клавдия, короля датского, погубившего своего брата и обманом захватившего власть, хорошо смотрится и в цирке, и в Театре армии, и на сцене МХАТа. Единственный нюанс этой крепкой профессиональной постановки связан не сколько с творческой интуицией Штайна, сколько с духом времени. Дело в том, что Клавдий вызывает у нас куда больше симпатии, чем его непутевый племянник. Феклистов сыграл человека сильного, несомненно, грешного, но умеющего с достоинством нести груз своей вины. Получился такой совестливый олигарх, когорый рад отдать на благотворительность часть неправедно нажитого капитала. В Клавдии есть и загадка, и стать. На его фоне Гамлет выглядит безответственным мотыльком. Классический неврастеник, Евгений Миронов бесподобно дрожит нижней губой, но не умеет объяснить публике, зачем ему понадобилось убивать дядю. Месть за отца? Но гнев он изображает слишком отвлеченно. Забота о стране? Но ни намека на большую политику нет в этой камерной драме. Поэтому Гамлет просто берется за саксофон и вполне профессионально выдувает ноты из его золотого горла. Эта сцена стала кульминацией спектакля. Ее не жаль пересмотреть, даже если вы уже видели штайновского "Гамлета".