ТИШЕ, ТИШЕ, ЕДЕТ КРЫША

Газета "Аргументы и факты" №22
1999
Никита Пирогов

В конце мая в Москве во второй раз (после осенней премьеры) давали "Гамлета" в постановке Петера Штайна. Впрочем, и нынешние спектакли можно назвать премьерными, так как актерам впервые пришлось играть не на привычной театральной сцене (в октябре это была сцена Театра Российской армии), а на манеже цирка.

Старушки, продававшие билеты, успокаивали сомневающуюся в акустике цирка публику: "Не волнуйтесь, все будет слышно". Видимо, хорошими психологами оказались эти старушки, так как все билеты стоимостью от 100 до 500 рублей были раскуплены.

В дни спектаклей знаменитый никулинский цирк смог вспомнить свои лучшие времена, когда перед началом представления около входных дверей выстраивалась длинная очередь спешащих войти зрителей. Ведь похвастать аншлагами Старый цирк на Цветном бульваре сегодня не может. Тем дороже была для облаченных в ярко-красную цирковую униформу гардеробщиц и билетерш пришедшая на разрекламированного "Гамлета" публика.

Как и во всех призванных подчеркнуть исключительность происходящего случаях, начало спектакля задержали на двадцать минут. Но уже с первого появления на арене цирка актеров (несколько странно звучит, согласитесь, "на арене цирка") по залу пробежал недоумевающий шепот: "Не слышно". Разочарование публики росло с каждой минутой. Расставленные по краям сцены микрофоны ничего не давали. (Хотя вру. Когда один из микрофонов вдруг "замкнул", раздавшийся в зале оглушительный грохот актер Евгений Миронов тут же объяснил публике как раскат грома.)

Происходящим на возведенной посреди арены сцене наслаждались лишь те, кто знал "Гамлета" наизусть. Большинству же, не открывавшему книгу Шекспира со школы, многое было непонятно. Например, появление в женском наряде Владимира Этуша, игравшего Первого актера. Или современные костюмы на Александре Феклистове (Клавдий) и Ирине Купченко (Гертруда). Играющего соло на саксофоне и танцующего в компании обнаженных девиц Гамлета в блистательном исполнении Евгения Миронова многие тоже расценили неоднозначно. То, что таким образом режиссер решил осовременить спектакль, стало понятно позже. Да и то не всем, так как минут через двадцать после начала спектакля публика потихоньку стала расходиться.

И в заключение хотелось бы дать организаторам показа этого, в общем-то, неплохого спектакля несколько советов. В следующий раз вместо цирка, который "всего" на 1000 мест вместительнее Театра Армии, арендовать, скажем, спорткомплекс "Олимпийский", способный вместить 10 000 человек, или арену "Лужников". А насчет того, что не будет слышно, совет второй – записать реплики актеров и выступать под фонограмму (недаром же у зрителей "циркового" спектакля наибольшей популярностью пользовался актер, исполняющий роль тени отца Гамлета, чьи слова были записаны на пленку).

И последнее – пожалуйста, проверяйте исправность зрительских кресел. В цирке, когда народ стал уходить во время спектакля, сиденье так громко ударялось о спинку, что заглушало и без того тихие реплики актеров.

То, что мое мнение о прошедших показах (а не о самом спектакле, который, еще раз повторюсь, интересен режиссурой и игрой наших замечательных актеров) не единично, подтвердили слова исполнителя одной из главных ролей, который попросил не называть его имени. И этот уважаемый и довольно известный человек признался, что идея играть "Гамлета" в цирке абсурдна. Впрочем, как и сам спектакль. Но это уже совсем другая история.