BORIS GODUNOFF, ИЛИ ПУШКИН КАК СУКИН СЫН

Газета "ЛидеР"
2000
Дмитрий Кондрашов

Стараниями многих людей (и прежде всего Владимира Макарова) Челябинск постепенно становится городом, который не обходят своим вниманием и благосклонностью театральные звезды. Уже несколько лет мы имеем возможность видеть московские спектакли европейских режиссеров мирового уровня. "Орестея" Петера Штайна, его же "Гамлет", теперь вот "Борис Годунов" Деклана Доннеллана...

ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА

Прежде всего о Маргарите Семеновне. Сия почтенная дама... Нет, не так. Эта миниатюрная и невероятно шумная еврейка обладает уникальной способностью бесплатно проходить на самые дорогостоящие концерты и спектакли. Уже одно ее присутствие около входа в театр или концертный зал говорит о том, что ты не ошибся и мероприятие действительно очень престижное. Как-нибудь обязательно увековечу живую достопримечательность нашего города в отдельной статье.

Выложить от 200 до 600 рублей за билет на "Бориса Годунова" ей было явно не по карману, что не помешало ей прийти в какой-то умопомрачительной шубке и драгоценностях. "Стреляла" лишний билетик Маргарита Семеновна весьма оригинально: наметив кого-либо среди "паломников", долго и упорно охаивала предстоящее зрелище в надежде, что жертва скуксится, стушуется и предпочтет поскорее избавиться от обжигающего руки клочка бумаги. Но таковых не находилось.

В глубине души я только посмеивался, догадываясь, чем все это закончится. И действительно, через двадцать минут мы уже стояли в одной очереди в гардероб. "Маргарита Семеновна, каким чудом Вы сюда попали?" Ответ привожу дословно: "Не имей сто рублей, а имей одного Наума Юрьевича!" Гм, неисповедимы пути твои, Господи!

ОН НЕ РУССКИЙ. ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ

К издевательствам немца над древним греком Эсхилом или англичанином эпохи Возрождения Шекспиром мы отнеслись сравнительно спокойно. В конце-концов, это их, европейцев, внутренние разборки. Но Пушкин...

Нам неприятно, когда человек со стороны говорит: "Вы неправильно понимаете вашего национального гения. Я сейчас приду и объясню, как это нужно делать".

Я полагаю, что многие зрители запаслись не только билетами или контрамарками, но и предубеждениями. В таком случае организаторы гастролей абсолютно точно сделали ставку на зрительское раздражение пополам с любопытством.

Совершенно очевидно, что перед нами не просто культурное событие. Это сшибка позиций, мировоззрений, разных эстетических взглядов. Проще всего представить себе такую схему: "загадочная славянская душа" столкнулась с "западным рационализмом". Но поскольку ни россияне, ни европейцы не могут похвастаться инопланетным происхождением, остается предположить, что мы с ними сделаны все-таки из одного теста, но... в разные сроки. Иными словами, мы не то их будущее, не то прошлое.

ХОТЕЛИ ИСТОРИЮ, ПОЛУЧИЛИ ФАНТАСМАГОРИЮ

Так выразилась некая зрительница, музыкант по профессии. Я подозреваю, что она надеялась увидеть тягомотное костюмное действо а-ля Мусоргский. Впрочем, для этого есть Малый театр, и если она не попала этим летом на "Царя Федора Иоанновича", это ее проблемы.

Другой человек, зритель со стажем, высказался в том духе, что, сократив, а то и вырезав монологи Годунова, из трагедии сделали политическую драму. Зачем при этом надо было обращаться именно к Пушкину, непонятно.

Третьи (и их большинство) просто пришли поглазеть на любимых актеров.

Четвертым был я. Грешен – люблю западные театральные постановки, особенно на российскую тему. Они дают главное, чего мы лишены по определению, – возможность двойного зрения.

ШКОЛА РУССКОГО САМОЗВАНСТВА

В спектакле и в самом деле не показаны страдания Годунова. Мы, русские, по привычке наделяем политика, рвущегося к неограниченной власти, душой, а может быть, и не стоит этого делать? В последних сценах Годунов и Отрепьев лежат на подиуме (один – мертвый, другой – спящий) столь симметрично, что поневоле напрашиваются аналогии.

"Оба вы хороши", – могла бы сказать другая Маргарита, не Семеновна.

ПОЛЕ ЧУДЕС

Сцены наступали друг другу на пятки: одна "спешит сменить другую", не дав зрителю ни секунды на размышление. О ком-то еще толкуют другие персонажи, а он уже – глядь! – появился на другом конце подиума. Это как бы заменяло ремарку "а в это время...". Действие разворачивалось чрезвычайно стремительно, в духе голливудских "экшн". Что, кстати, удивительно накладывалось на темперамент исполнителя одной из главных ролей – Евгения Миронова.

Уследить за всем, что творилось на сцене, не было никакой возможности. Для этого как минимум понадобилась бы еще одна пара глаз.

Непосвященному все происходящее могло бы показаться Вавилонским столпотворением. Пимен бойко стучит на пишмашинке, поляки XVII века бегают в современном камуфляже и размахивают пистолетами, царь и его подручные расхаживают в костюмах с галстуками и начищенными штиблетами, похожие скорее на чиновников, чем на персонажей трагедии.

Явление Лжедимитрия польской аристократии и вовсе обставлено как телевизионное шоу какого-нибудь Артура Крупенина. Когда Отрепьеву нахлобучивают на голову папаху, задаривая его съестными припасами, он становится похож... на Якубовича в "Поле чудес".

ПИР ДУХА,

как отозвался о каком-то спектакле Эм Захарова Эм Горбачев. Беру на себя смелость заявить, что автору "Комедии о царе Борисе и Гришке Отрепьеве" вся эта свистопляска пришлась бы по вкусу.

КТО ДЕРЖИТ ПАУЗУ?

Так называлась в свое время книга Сергея Юрского. Сегодня паузу держит не актер, а зритель. После заключительных слов: "Что же вы не кричите: "Да здравствует Димитрий Иоаннович!" народ безмолвствовал.

Побезмолвствовал-побезмолвствовал, да и разразился долгими аплодисментами.