МИРОНОВ ПРЕТЕНДУЕТ НА ПРЕСТОЛ

Газета "Деловой Петербург" №34
27.02.2004

На сцене "Балтийского дома" проходят гастроли спектакля "Борис Годунов" Международной конфедерации театральных союзов в постановке английского режиссера Деклана Доннеллана.

Доннеллан неоднократно привозил в Россию спектакли своей труппы Cheek by Jowl и поставил в МДТ "Зимнюю сказку", а в Москве – "Двенадцатую ночь". "Борис Годунов", поставленный в 2000 г., был показан на московской Театральной олимпиаде, много поездил по миру, привлек всеобщее внимание и был признан одновременно и самой неожиданной, и чуть ли не самой удачной постановкой пушкинской трагедии. Что неудивительно. И дело не только в том, что в главных ролях заняты едва ли не лучшие наши актеры.

Доннеллан отнесся к Пушкину так, как современные британские режиссеры относятся к Шекспиру: с предельным вниманием, уважением, но без ненужного придыхания. Режиссер и его постоянный соавтор художник Ник Ормерод переодели исторических персонажей в сегодняшние костюмы: английской традиции подобного осовременивания Шекспира скоро стукнет 100 лет, пора за Пушкина приниматься. Доннеллан усадил летописца Пимена (Игорь Ясулович) писать "еще одно, последнее сказанье" за пишущую машинку, в литовскую корчму поставил телевизор, снабдил Григория Отрепьева (Евгений Миронов) необходимыми орудиями профессионального авантюриста – пистолетом и микрофоном, Бориса Годунова (Александр Феклистов) сделал прожженным политиканом...

Спектакль Доннеллана играется в малом пространстве: на сцене ставится выгородка, помост с актерами с двух сторон окружен рядами публики. Это не "возвышенный, академический" Пушкин, "солнце русской поэзии", это тот Пушкин, который написал: "Трагедия родилась на площади".