НЕ МЕНЯЙТЕ ЦАРЯ НА ЛАКЕЯ

"Учительская газета" №33
Елена Маслова

... Самым спорным спектаклем по Пушкину стала постановка Деклана Доннеллана "Борис Годунов" во МХАТе. Принцип работы этого режиссера – ставить произведения классиков на их родине. Казалось, что все лучшие актеры московских театров призваны Доннелланом к участию в спектакле: Евгений Миронов, Александр Феклистов, Игорь Ясулович, Александр Леньков. И вновь, как и у Любимова, это театр формы. Все актеры были на сцене в современной одежде, а Пимен печатал свою историческую летопись на пишущей машинке.

Спектакль явно проводит прямые политические параллели с нашим временем. Годунов, лысеющий блондин с ярко выраженной европейской внешностью, необычайно напоминает Владимира Путина, поражает благородством манер. Самозванец – лакей с напомаженными волосами, суетливыми движениями, бегающими глазами и с угодливой улыбкой в начале спектакля. Благородный правитель не может удержать власть, он неожиданно умирает. И на смену ему приходит лакей. Его поддерживают царские сановники, очень напоминающие своей выправкой офицеров государственной безопасности.

Одна из центральных сцен спектакля – свидание самозванца и Марины Мнишек. Сняв свадебное платье, Марина залезает в ванну, установленную на сцене. Григорий Отрепьев, обезумевший от страсти, прыгает вслед за невестой. Для него главным призом в авантюре становится красавица Марина, для самой Марины – несметное кремлевское богатство.

Цивилизованный европеец как бы учит нас, неразумных россиян, вновь переживающих смутное время: не меняйте благородного правителя на лакея. Вот только бы понять, кто порядочный человек, а кто проходимец...

...