ИЗЯЩЕСТВО И НАТИСК

Журнал "Ваш досуг"
08.06.2004
Павел Руднев

...

"Борис Годунов"


Этот успешный спектакль 2000 года Москва не видела давным-давно. Британец, ставящий хронику Пушкина, – это заметный культурный эксперимент, призванный доказать, как не ошибался поэт, утверждая, что русская трагедия возможна по канве Шекспира. Действие идет в "бифронтальной мизансцене" – на вытянутом и узком подиуме, который зрители окружают с обеих сторон.

Самозванец Евгения Миронова гениально сыгран актером в самом начале его всенародной славы. Нервенность, неврастеничность Миронова мягко легли на патологический рисунок роли Гришки Отрепьева: сухая рука, паралич левой части тела, суетливая речь и мелкие движения. Сирый, убогий монашек до крайности подавлен комплексами и эротическими снами. Мелкая душонка развернется в "польских сценах", когда инока приоденут и окропят европейским одеколоном. Проведя сеанс синхронного любовного плавания с роскошной и сексуальной Мариной Мнишек (Ирина Гринева) в настоящем фонтане, Самозванец под смех публики проявит чудеса скупердяйства: он будет подбирать монетки, брошенные им же на дно бассейна.

И в Годунове Деклан не увидел ничего святого. Монарх-бандит под "крышей" воровской церкви и мафиозного патриарха нагло царит в рабской стране. Нахально закуривает от толстой рождественской свечи, привечает юродивого, явно набирая рейтинг. Александр Феклистов играет верткого, хитрого, порочного властителя-бычару в тугом пиджаке. Блестящий актерский состав дополняет Пимен Игоря Ясуловича.

Сумасшедший архивариус, злой, желчный, гневный старик, он нарезает страницы истории на печатной машинке, как "пишущий perpetuum mobile". ...