"БОРИС ГОДУНОВ"

inout.ru
12.02.2004
Вера Круз

На целых 4 дня из Москвы к нам привезут "Бориса Годунова" в постановке Деклана Доннеллана с Евгением Мироновым в роли Самозванца. Спектакль не новый, однако менее интересным от этого не становится.

Пушкинская история в версии Доннеллана не утеряла первоначальной глубины, но при этом как будто бы стала более современной и динамичной. Эпизоды накладываются друг на друга, действие обретает неожиданные краски, позволяя актерам проявить все свои таланты и чуть-чуть подурачиться на сцене. Но это едва заметно, потому что риск превратить спектакль в балаган очень велик: современные костюмы, сцена-подиум, постоянные аллюзии с сегодняшним днем (Лжедмитрий устраивает настоящее телешоу, а Пимен печатает свое "последнее сказанье" на машинке).

Однако актеры удерживаются на грани, рисуя колоритные портреты вершителей истории. А для этого во все времена требовался трезвый расчет, не обремененный моралью или живым чувством, но соединенный с тонким чутьем, своего рода интуицией, позволяющей владеть положением.

Все стадии превращения заурядного монаха в российского самодержца проходит Гришка Отрепьев в исполнении Евгения Миронова. Ему подыгрывает незаурядная команда: Александр Феклистов (Борис Годунов), Игорь Ясулович (Пимен), Авангард Леонтьев (Шуйский).

Все вместе они хладнокровно и легко решают судьбы народа, который во все времена безмолвствует, а если что и скажет, то лучше бы молчал: "Да будут наши трупы на царский трон ступенями тебе". Тут уж я воздержусь от аналогий.