НИЧЕГО СВЯТОГО

Газета "Челябинский рабочий"
25.10.2000
Владимир Спешков

"Борис Годунов" Деклана Доннеллана в Челябинске

...В черной-черной комнате выстроен длинный помост. На нем монахи в черном выпевают слова молитв. Лысый и грузноватый человек в сером костюме партаппаратчика совет-ских времен (программка сообщает, что костюм от фабрики "Большевичка") тяжело и молча стоит на коленях. Это русский царь Борис Годунов (актер Александр Феклистов). Пролог длился почти бесконечно, но потом действие неслось стремительно. Два с лишним часа без пауз и без антракта.

Пушкинский "Борис Годунов", которого знаменитый англичанин Деклан Доннеллан поставил со сборной командой российских театральных звезд, – хорошо сделанный спектакль. Что называется, европейского качества. "Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве" прочитывается Доннелланом и сценографом Ником Ормеродом как универсальная история о добре и зле, власти и самозванстве, тщеславии и предательстве, вечном несовершенстве человеческой натуры. А значит, для постановки пригодны все те универсальные приемы западного театра, с помощью которых по-следние десятилетия ставят и древних греков, и Шекспира, и Ионеско. Смешение эпох и стилей: фраки и камуфляжные куртки, пишущая машинка у летописца Пимена и телемикрофон у самозванца Гришки Отрепьева, когда он в прямом эфире (ток-шоу!) вербует сторонников в свое войско, советская столовка с клеенками в качестве приграничной корчмы и яма с водой в классической "сцене у фонтана": К счастью, хватило вкуса обойтись без мобильного телефона в руках у какого-нибудь князя Шуйского.

Публика (даже челябинская) знает эту эстетику (Штайна насмотрелись) и реагирует на нее без особого интереса, принимает как данность. Временами радуясь особой изысканности геометрических мизансцен, тонким, наполненным смыслом сочетанием черного и белого: мальчик в белой рубашке (некий символ убиенного царевича Дмитрия) и Отрепьев в черной рясе пересекутся на мгновение как граница света и тьмы, ангельского и дьявольского. Или когда на темных досках помоста будет извиваться в ярости и гневе Марина Мнишек (актриса Ирина Гринева – открытие этого спектакля. Сколько ярости, глубины, темперамента, неоднозначности, какая притягательная и одновременно змеиная пластика).

Канона драматических постановок "Бориса Годунова" нет, хотя ставили его предостаточно. Есть великий оперный канон: Годунов-Шаляпин и юродивый Николка – Иван Козловский. Жажда власти и муки совести детоубийцы в первом случае, блаженство нищего духом – во втором. Некие сакральные высоты, а не тысяча первая история о механизме смены власти. Олег Ефремов, памяти которого посвящен спектакль Доннеллана, как рассказывают, в своем "Годунове" меньше всего занимался политическими аллюзиями, он пытался говорить о святости и совести.

У знаменитого и, действительно, очень мастеровитого англичанина были другие задачи, он их успешно разрешил. Лично мне не очень интересно смотреть про то, что Годунов и его окружение ничем не отличаются от, условно говоря, Ельцина и его команды. И выстраивая этот сюжет, знаменитые наши актеры играют необычайно плоско (мастер театральной эксцентрики Авангард Леонтьев в роли "аппаратчика" князя Шуйского на редкость однообразен). Выигрывают исполнители сочных характерных ролей: Марина Голуб (хозяйка корчмы), Александр Ильин (Варлаам). Хорош Михаил Жигалов в роли воеводы Басманова. Евгений Миронов (Григорий Отрепьев) играет в своем самозванце то пограничное состояние, что определяется крылатой фразой: "Убьет, а душа голубиная". Очень зыбкая граница добра и зла, человек-оборотень, не верящий ничему и никому, даже самому себе. Александр Феклистов (Годунов), к сожалению, неинтересен, по-моему, он играл просто плохо, и у спектакля, увы, не было главного героя.

Но спектакль, как хорошо сделанная машина, доезжает до банального финала (на классическом "Народ безмолвствует" в зале вспыхивает свет), и публика отправляется в гардероб, понимая, что увидела вполне качественное зрелище, но все же испытывая некоторое разочарование.