ЕГО НОМЕР 13-Й

Газета "Аргументы и факты" №22
30.05.2001
Марина Мурзина

Владимир Машков, в последнее время "осевший" в Голливуде, вернулся тут как-то на родину. И, не позволив себе расслабиться и почивать на голливудских лаврах, скоренько "отработал" пребывание в родных пенатах – поставил за четыре месяца во МХАТе им. Чехова, возглавленном недавно его учителем Олегом Павловичем Табаковым, спектакль.

И – рисковать так рисковать! – взял для постановки совершенно неизвестную пьесу совершенно неизвестного для нас английского автора Рэя Куни "№13". Получился спектакль, как и его "Смертельный номер", обреченный на аншлаги, чего, увы, не скажешь о других последних премьерах прославленного театра. Просьба постановщика – сюжет не пересказывать. И я ее выполняю. Скажу лишь, что завязка стара, как мир: Он (супруг со стажем и важное официальное лицо), Она (потенциальная любовница, молода и хороша собой). И (вот он, первый сюжетный вираж!) – внезапно объявившийся в их гостиничном номере 13... труп. Обычная, банальная ситуация, любовная интрижка, едва начавшись, оборачивается чередой комических, гротесковых положений: скажем, обаятельный "покойник" впоследствии нам и станцует, и даже по стенке походит.

Этот спектакль поставлен исключительно для удовольствия и радости публики. Поставлен при том без пошлостей, без унизительного заигрывания, без штампов и шуточек на уровне дурных анекдотов. В нем пленяет, завораживает, закручивает в головокружительный водоворот всесокрушающая витальная сила, победительное обаяние чистой игры. Машков с детской непосредственностью, но и с мудрым умением мастера играет в театр. И правильно делает. Как не хватает нам сегодня именно этого – кристально чистого, абсолютного торжества сценического ремесла, и кто сказал, что "ремесло" – это дурное слово?

Пьеса Куни имеет на родине аж пять литературных премий как лучшая комедия. А хорошие комедии у нас даже в масштабах мирового театра по пальцам можно перечесть. И уж чего-чего, а таких раскатов зрительского легкомысленного хохота стены монументального Художественного не слышали давно.

На сцене – чистый жанр комедии положений (вспомним его мэтров – Гольдони и Лопе де Вегу). Актерам можно только посочувствовать – Авангард Леонтьев, Евгений Миронов, Сергей Беляев и другие наверняка после спектакля выжимают рубашки и валятся с ног: все время в действии, все время "держат лицо" (а играя комедию, как известно, очень важно быть серьезным) и, кажется, сами изумляются каждому, почти ежеминутному вихревому повороту стремительного сюжета. В итоге публика неожиданно оказывается в компании с изящным, безумно смешным зрелищем, не претендующим ни на что иное, кроме как быть просто Театром.