ВО МХАТЕ ОБНАРУЖИЛИ ТРУП

Газета "Московский комсомолец"
06.04.2001
Марина Райкина

Да, МХАТ давно такого не видел. Почти три часа стены театра-легенды в Камергерском сотрясал хохот. Однако спектакль "№13", поставленный Владимиром Машковым, можно считать не только убойной комедией, но и определенным знаком поворотных событий в Художественном. Затронут даже символ театра – незабвенная чайка.

Несмотря на то что премьера назначена на субботу, на генеральную репетицию нельзя было попасть: лом стоял такой, что стул негде было в зале приткнуть. Публика собралась сугубо театральная – цеховики, артисты московских театров... Студенты шли на протырку – и, как оказалось, не зря.

События в английской комедии Рэя Куни более чем актуальны для России своей безнравственностью. Депутат парламента мистер Уилли (Авангард Леонтьев из "Современника") вместо того, чтобы участвовать в парламентских дебатах, заперся в гостиничном номере 13 с секретаршей. Как только похотливый павиан вознамерился совершить развратные действия, к окну номера подошел неизвестный в характерном прикиде – серый плащ, котелок, черные очки – и перегнулся через подоконник. В этот момент на него упала рама, и любовники получили... труп. Началась трупная эпопея.

К ней присоединятся помощник депутата Джордж, управляющий гостиницей, муж секретарши, сестра-монашка, жена депутата, обслуга. Все запутаются вконец: кто муж, кто депутат, кто брат или сват. Кто нормальный, а кто – псих. И все они будут носиться с трупом, вляпываясь во все новые ситуации – в спальне, на балконе, в шкафу, в сортире... Одним словом – дурдом, в котором публика добровольно и с удовольствием погибает от хохота.

Владимир Машков сделал то, что в последнее время не удавалось никому: комедию положений в чистом виде, в которой если шаг в сторону – уже пошлость, что хуже расстрела. Никаких отклонений от чистоты жанра на мхатовской сцене не наблюдалось. Художник Александр Боровский затянул ее снизу доверху в красную шотландку, что идет на мужские юбки. И для этого откуда-то с гор Шотландии в Москву выписали 370 метров клетчатой ткани. Костюмы Ксении Машковой остроумно корреспондируются со сценографией: в каждом из них есть красная клетчатая деталь, которая доведена до кроваво-алого абсурда с фруктовой отделкой в костюме жены депутата (Александра Скачкова из МХАТа).

Стопроцентное попадание с назначением на роли: солируют Леонтьев (депутат) и Миронов (Джордж). Первый – отвратительно-изобретательный пройдоха, коих можно наблюдать в нашем парламенте, другой – трогательный девственник, закалившийся в этой истории до плейбоя. То, что вытворяет Миронов, не поддается описанию, поскольку все замешано на мгновенных трансформациях его пластики, мимики, интонациях. Повернулся – смешно, упал, очнулся, почти гипс – хохот, переходящий в гогот, а потом в стон. Кто бы мог подумать, что Миронов, больше проходящий по амплуа лирического героя и неврастеника, окажется стопроцентно комедийным актером со своим стилем?.. Труп – Леонид Тимцуник из "Сатирикона" – может претендовать на номинацию "Лучший труп на отечественной сцене": такого пластичного, ломкого, бегающего по стенам трупака на подмостки не выводили, тем более на мхатовские. Где даже чайка на занавесе оказалась в клеточку...

Уже сейчас можно строить прогнозы относительно судьбы "№13". Ясно, что это хит сезона, и, может быть, не одного. Ясно, что цены на билеты у спекулей будут самые высокие. И что эстетствующих противников у него будет не меньше, чем поклонников. Во всяком случае, уже после генеральной репетиции за кулисами можно было услышать: "Это Бродвей! Это не МХАТ". Насчет Бродвея – неплохой комплимент. А что такое МХАТ – можно спросить: "Это когда на сцене варят сталь или заслуженный артист, изображающий картавого вождя, кричит в надежде стать народным: "Так победим!"?.."

Пока же во МХАТе победил Владимир Машков. На поклоны он вышел из шкафа.