"№13"

mostheatre.ru

В ответ на просьбу порекомендовать что-нибудь легкое и смешное смело можно советовать этот спектакль. Придется, конечно, объяснять, что от МХАТа здесь только здание и название, но кого сейчас этим можно удивить.

На сцене, изображающей номер в пятизвездном лондонском отеле, действует традиционный для комедии набор персонажей: парламентский политик, его жена, его помощник, его любовница, муж любовницы, нанятый ревнивым мужем для слежки частный детектив и персонал отеля. В номере есть две двери, входная и в спальню, большое окно на балкон и шкаф. Завязка состоит в том, что на спину сунувшемуся в окно сыщику падает тяжелая оконная рама и он лишается признаков жизни. А дальше ничего и пересказывать не надо: достаточно вообразить себе все возможные комбинации персонажей и входов-выходов из комнаты, чтобы понять богатство предложенных обстоятельств. Куни написал образцовую комедию положений, но такую, что по плотности этих комических положений на единицу сценического времени она может претендовать на Книгу Гиннеса. Двум главным героям, политику и помощнику, приходится вертеться как ужам на сковородке, чтобы избавиться от трупа и разобраться с женщинами. У Владимира Машкова достало фантазии придумать фокус для каждого эпизода, актерам хватило сил и энергии все это разыграть, сохраняя четкость дикции в бесконечных скороговорках и не теряя ритма, который только ускоряется к финалу. Художник Александр Боровский "нарядил" спектакль в веселенькую клеточку: обои в номере, шотландская юбка управляющего гостиницей, второй занавес, специально сделанный шутки ради для "№13", и даже чайка на нем навязчиво разлинованы вдоль и поперек.

Смешно? Смешно. Пусть не все и не всегда, но уж из потока потенциальных источников смеха со скоростью раз в тридцать секунд что-нибудь можно для себя выудить. Легко? Более чем. Любая мысль недопустима в принципе, главное – процесс. Есть на кого посмотреть? Конечно. По-настоящему интересный Евгений Миронов, замечательно пластичный Леонид Тимцуник, получающий за свою практически бессловесную роль больше всех аплодисментов, и другие персонажи, подобранные в основном по виду и размеру. Конечно, чтобы рассмешить, иногда достаточно и пальчик показать, а в этом спектакле количество юмора позволяет не очень заботиться о качестве. Зритель жаждет театра-цирка: пришел, расслабился, посмеялся, ушел, забыл, опять пришел и так далее – вот, пожалуйста, получите.