ОСТОРОЖНО: ТАБАКОВ!

Журнал "Москвичка" №25
2001
Борис Поюровский

... Не знаю, как сложатся дела в дальнейшем, но премьера комедии англичанина Рэя Куни "№13" в переводе Михаила Мишина, на мой взгляд, безусловно, может стать первым камнем в основании будущей лестницы славы, по которой намереваются подниматься Олег Табаков и его товарищи. И дело не только в успехе – эка невидаль: какую дрянь зачастую подсовывают то тут, то там, и она, представьте, иногда имеет успех куда больший, чем настоящие произведения искусства. Потому, перефразируя, скажу, не успехом единым жив человек и искусство.

Брызжущие ядовитой слюной мои коллеги поспешили предать анафеме премьеру: как можно такое играть во МХАТе, где надо ставить исключительно Горького и Чехова, в крайнем случае, Толстого и Достоевского, но комедия положений? Фи, моветон!

Псевдохранителям мхатовских традиций хочу напомнить, что сам Станиславский с почтением относился к творчеству Гольдони, играл и ставил его комедии положений. Что в 20-30-е годы здесь с большим успехом шли "Квадратура круга" Валентина Катаева и "Чудесный сплав" Владимира Киршона, не говоря уже о других остросюжетных произведениях.

"№13" действительно комедия положений. Добавлю от себя – блестящая, уморительно смешная, без тени пошлости, с великолепными, почти репризными диалогами, сыгранная с удовольствием, стремительно, на одном дыхании. Владимир Машков на самом деле не проходил режиссерских факультетов, а как-то сам по себе "экстерно" овладел сложнейшей профессией и обнаружил не просто навыки ремесленника, но настоящий режиссерский талант. Вместе с художником Александром Боровским и Ксенией Машковой они напридумали столько всего, что этого вполне хватило бы еще на две постановки. Их активно поддержали все актеры – и свои, мхатовские, и приглашенные из "Табакерки", "Современника", "Сатирикона", "Et cetera", соревнующиеся в изобретательности, остроумии, легкости, но сохраняющие при этом чувство меры, наивность в сочетании с некоторой отстраненностью. Иногда кажется, что сейчас не только зрители, но и актеры не выдержат и начнут стонать от хохота. Но никто из исполнителей не позволяет себе ни на минуту расслабиться, будь то феноменальный враль Ричард Уилли – Авангард Леонтьев; не такой уж простак, как кажется на первый взгляд, Джордж Пигден – Евгений Миронов; проницательный вымогатель-официант – Сергей Угрюмов; приклеивший раз и навсегда маску услужливой лжюбезности управляющий гостиницы – Сергей Беляев; ополоумевший от ревности Рони – Игорь Золотовицкий; неправдоподобно пластичный частный детектив, "тело мужское средних лет" – Леонид Тимцуник; сексуально озабоченная экстравагантная дура Памела – Александра Скачкова; без вины виноватая Джейн – Ксения Глинка; влюбленная в Джорджа Глэдис – Марианна Шульц; издающая междометия туземка-горничная – Екатерина Галахова, – все они играют в одной команде, по общим правилам, на пытаясь натянуть на себя одеяло.

Когда представление заканчивается, закрывается занавес. Но не совсем тот, к которому мы привыкли, который видели сегодня же перед началом и в антракте. Он выполнен из шотландки, что пошла и на оформление стен в гостиничном "№13". И даже знаменитая мхатовская "Чайка", сохранив свои контуры, чуть-чуть порозовела. Новый занавес закрывается, как бы подводя первые итоги, отделяя наступившее столетие от минувшего, но и объединяя их...

...