ФИГАРО ЖЕНИТСЯ – ЩЕПКИ ЛЕТЯТ

Газета "Час"
24.09.2007
Мая Халтурина

"Театральная компания Евгения Миронова" показала в Риге спектакль "Фигаро"

Гастроли, организованные "Балтийской жемчужиной", прошли в переполненном зале, несмотря на то, что билеты стоили недешево — до 55 латов. Публика радостно аплодировала, театралы и критики недоумевали.

Впрочем, такой расклад не был неожиданностью. На пресс-конференции накануне гастролей артисты так и сказали: народу, мол, наш спектакль нравится, критикам – нет. Артисты любят ругать критиков. А бедные критики – уж поверьте! – на самом деле любят не ругать, а хвалить, восхищаться, радоваться... Только не всегда получается.

Поставить "Фигаро" как спектакль для публики, на радость, так сказать, зрителям – в этом никакой крамолы нет. Комедия положений с переодеваниями, любовными интригами, выпрыгиванием из окна и потерянными, но обретенными младенцами сама собой просится стать театральным праздником и только. И если бы Кирилл Серебренников поставил такой искрометный, стремительный, бурлящий страстями и сверкающий шутками фарс, никто бы не был в обиде. Все бы радовались – и простые зрители, и "непростые".

И если уж очень не хочется соблюдать верность эпохе и наряжать артистов в кринолины, так ведь в этот фонтан можно было бы намешать всего чего угодно – современные атрибуты, злободневные намеки, пародии на спектакли коллег. Под хороший коньяк пойдет любая закуска – и пирожок со шпиком, и шоколадная конфета. Главное – побольше радости, веселья, азарта, стихии игры.

Но Кирилл Серебренников – режиссер интеллектуальный, концептуальный. Он вскрыл пьесу Бомарше большим рыбным ножом, нашпиговал острой начинкой (сделал новый перевод, перенес действие в современность, вложил в уста персонажей сегодняшний сленг), накрутил, наваял столько всего разного, многозначительного – дескать, думайте, гадайте, тут не просто спектакль, а концепция.

Громоздкая, как крышка гроба, концепция лишила спектакль легкости. Разбираться в ее многочисленных смыслах тягостно. Почему на сцене стоит мебель а-ля 70-е годы, а декорации сделаны из ДСП? Почему Елена Морозова, актриса, играющая у Виктюка, пародирует его знаменитых "Служанок"? Почему некоторые персонажи исчезли, а у других раздвоение личности? Что уж такого умный Фигаро нашел в этой пустенькой Сюзанне, что жениться хочет во что бы то ни стало? Спектакль получился длинный, перенагруженный режиссерскими придумками, но где-то в глубине недодуманный, недостроенный.

Вы, конечно, спросите, как играл Миронов. Хорошо. Его Фигаро худенький, верткий, веселый, взрослый, усталый. С простодушным, простонародным лицом и внутренней интеллигентностью в речах и взорах. Слишком умный, чтобы быть слугой. Слишком мудрый, чтобы переходить в стан господ, хозяев жизни, бизнесменов, политиков и новых русских. Но и Миронова погубил хаос идей и образов, заполонивших спектакль. Ему как будто не дали сыграть до конца все, что он может и должен бы.

А уж мы-то знаем, КАК он может играть. Было бы ЧТО! Привередничаю? Что поделать, но раз уж спектакль выходит под маркой Евгения Миронова, то от него ждешь чего-то необыкновенного и подходишь к нему с самой высокой планкой. Если бы это была дежурная стряпня актера N и режиссера Z, кто б заикался...