КРУГОМ ВОЙНА, А ЭТОТ МАЛЕНЬКИЙ...

Газета "Киевские ведомости" №32
2006
Софья Нибульская

На спектакле Театра-студии Олега Табакова "Страсти по Бумбарашу" в Киеве не то что яблоку – снежинке негде было упасть

Оно и понятно: театр – культовый (одно имя худрука чего стоит), постановка – Владимира Машкова, в роли Бумбараша – Евгений Миронов. Такая птица-тройка (а если по теме спектакля, то скорее тачанка-растачанка) незамеченной у зрителей не проскочит!..

О чем спектакль – знает всякий, кто видел старый советский фильм "Бумбараш", песни к которому писали Юлий Ким и Владимир Дашкевич. Здесь – те же авторы создали полноценный мюзикл по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара. Не могу сказать, чтобы это шумное действо смотрелось так уж современно для нашего глаза и уха – и дело тут не в содержании, а именно в форме. Что, впрочем, тоже понятно: спектаклю уже 17 лет – за такой срок редкий шедевр способен сохранить первоначальную стройность. Так что остается только восхищаться отдельными актерскими работами – например, ярко ироничной Ольгой Блок-Миримской в роли атаманши Соньки или виртуозным бандитом Левкой – Виталием Егоровым (которого зрители в последнее время и так обожают – благодаря роли Милко в сериале "Не родись красивой").

А тема – вечная: маленький человек на войне. Нет, не Швейк – скорее, солдат Иван Чонкин. Если хотите, Чаплин. Тем более и пластика, и походка у Евгения Миронова в этом спектакле – подчеркнуто комичные, так что ассоциации с классиком кино вполне уместны. Маленький, трогательный человечек со смешным именем Бумбараш – среди грохота орудий, сверкания ножей и сабель, неумелых взрывов бомб, ярмарочно мелькающих мундиров, нашивок и погон... "Белые и красные – все такие разные..." И всем он почему-то страшно нужен – в качестве пушечного мяса, подопытного кролика или разменной монеты. А человечка, собственно, интересуют самые простые вещи: он свою Варю любит до умопомрачения да еще хочет, чтобы родной дом встречал самоваром, а не ножом к горлу. А что, разве это не самое чистое и естественное человеческое желание – жить на своей земле, вести хозяйство, любить жену и детей растить? Но выходит, что нет – когда мир сошел с ума, нормальные желания кажутся абсурдными. А естественным кажется совсем другое: желание проливать кровь, лишать жизни и, конечно, побеждать. Только вот дело в том, что разницы между победителями и побежденными в этой войне нет, потому что и те, и другие – покойники. Ну, может, одни раньше, другие позже. Это вопрос времени. В принципе, припомнив не такую уж давнюю историю нашей страны и судьбы большинства "героев" гражданской войны, нетрудно убедиться, что так оно и есть. В спектакле же все кончается сразу и для всех: "куча мала" – белых, красных и прочих цветных, а на ее фоне – Бумбараш, его любимая и его брат. И все – умерли. Потому что трагифарс, как бы гротескно он ни развивался, как бы ни смеялись зрители над шутками и ироническими романсами, все равно должен окончиться трагически. Иначе не бывает. И наше счастье, что нам пока что эта тема кажется неактуальной...