СЕЗОН 1993-1994: "СТРАСТИ ПО БУМБАРАШУ", ТЕАТР ТАБАКОВА

Московские спектакли: новый русский театр, 1991-1996 гг.
1997
Джон Фридман

Рецензия от октября 1993 г.

Хотя из всего, что придумали люди, война, пожалуй, самое несмешное, это не значит, что из нее нельзя сделать комедию. Идиотизм в любой форме – мечта комедианта.

Взять, к примеру, новый спектакль "Страсти по Бумбарашу" по пьесе Юлия Кима в театре Табакова. Этот глубокий и тонкий рассказ о бессмысленности войны при этом – очень смешной. До определенного предела, конечно. Тем не менее, именно из-за этого почти непрекращающегося веселья внутренний драматизм и трагический финал пьесы бьют по голове, как боксерская перчатка со свинцом.

Постановка Владимир Машкова – водоворот нелепых событий, разворачивающихся в вихре плясок (поклон хореографу Алле Сигаловой), бойкой народной музыки (аранжировка Романа Берченко), оглушительных выстрелов и клубящегося дыма. Некоторые сцены играются, как цирковые номера, изобилуя фокусами и падениями. Безумное действо постоянно грозится выплеснуться с малюсенькой сцены в первые ряды зала.

Во время Первой мировой войны беспечный деревенский паренек Бумбараш (Евгений Миронов), выполняя свой патриотический долг, идет в русскую армию драться с немцами, но быстро понимает, что правое дело – не всегда правильное. Чуть не погибнув во время "добровольной" разведки с воздушного шара, он сбегает домой, чтобы зажить мирной жизнью. Но события опережают его... Брат Гаврила (Сергей Беляев), думая, что Бумбараш убит, женился на его "вдове", красавице Варе (сыгранной Анастасией Заворотнюк с трогательной невинностью и внутренней силой). Что еще хуже, Бумбараш узнает, что случилась революция и теперь воюют все. Гаврила присоединился к удалой бандитской шайке, другой брат, Яша – к большевикам, а бывший командир Бумбараша в царской армии теперь комадует белогвардейским полком. И Бумбараш попадает под перекрестный огонь.

Миронов держит спектакль гармонией безудержной энергии и жгучей ранимости. Его прекрасный голос и ловкость легко убеждают зрителя, что песни и пляски – естественное поведение для его героя.

В роли серьезного, подслеповато щурящегося и вечно испуганного брата-большевика Мохов показывает нам то, чего мы давненько не видели: сочувственный портрет революционера. Снаряженный толстенными очками, развевающейся красной пижамой и всегда присутствующей бомбой, с которой он не знает, что делать, его Яша – воплощение кроткой беспомощности.

Декорации Александра Боровского – обугленные деревянные стены и длинный стол с прикрепленными к ниму скамейками – чисто и просто выявляют темную сторону постановки. Полуобгоревший стол символизирует то, что происходит с домашним очагом во времена войны. Скитающиеся банды разбойников, революционеров и солдат по очереди оккупируют его для своих нужд, а осажденному Бумбарашу он служит укрытием и тюрьмой.

Пьеса Кима – искусная адаптация нескольких рассказов Аркадия Гайдара (да-да, дедушки Егора, министра экономики). Ким мог бы быть и пожестче, решая, что убрать из литературного первоисточника. Сцены с бандитской атаманшей Софьей (сыгранной с неуместным напором Ольгой Блок-Миримской) похожи друг на друга. Но в целом быстрая смена сцен и острый диалог попадают в цель.

"Страсти по Бумбарашу" дает современной русской публике то, что сериал "Мобильный госпиталь" когда-то давал американской: выпуская воздух из "героических" мифов о старой войне, он напоминает нам, что мифы о новых – не менее глупы.


[Перевод Влады Черномордик для Официального сайта Евгения Миронова]