ЦАРСКИЙ РЕЖИМ

lexpress.fr
05.07.2001
Либан Лоренс

Ирландец Деклан Доннеллан ставит "Бориса Годунова" с превосходными актерами

Спустя месяц после "Ролан-Гаррос", окруженный 23 загорелыми, улыбающимися телохранителями Билл Клинтон пришел поддержать Андрэ Агасси. Экс-хозяин американской империи – в пределах видимости, рукопожатия. Такой, как всегда, и совсем другой. Полубог, несущий радость.

Чтобы составить представление о близости прошлого и настоящего, о сходстве реалий разных стран, достаточно заменить "императора" Билла царем Борисом, а Агасси – Кафельниковым, что, в сущности, и делает ирландец Деклан Доннеллан с "Борисом Годуновым", старинным произведением Пушкина. Так оно и могло быть. Та же открытость, та же справедливость, та же аура: все люди в этом человеке – и вся власть. Жесты, выражения – точно такие, как должны быть. Это потому, что для Доннеллана минимальным проявлением уважения к классике является превращение ее в живую, сегодняшнюю реальность. Для него классики – современники, которыми они и являются вследствие своей универсальности.

Итак "Борис Годунов". Первая трагедия русской литературы, написанная меньше чем за год поклонником Шекспира Александром Пушкиным, молодым либеральным поэтом 25 лет от роду, "любимцем" полиции, высланным далеко за пределы Москвы. Эпопея, приправленная размышлениями о природе власти, путешествием по истории, по русским и польским землям, менталитетом и обычаями целого народа. Сцены с участием толпы, любовные сцены, сады, монастыри, государственные учреждения, общественные места. Ненависть, лесть. Честолюбие на всех уровнях. Тут в конце XVI-го века Борис Годунов убивает Димитрия, юного сына Ивана Грозного, и единодушно избран царем. Тут Григорий, молодой монах из страны-неприятеля, выдает себя за Димитрия и свергает Годунова. Тут народ выбирает своих диктаторов и без особых иллюзий творит себе несчастливую судьбу.

Большая и маленькая история

На огромном помосте между зрителями, пока они занимают свои места, семь попов с бородами и в черных сутанах читают псалмы, утопляя зал в дымах фимиама, заставляющим отворачиваться. В центре – трон и царская корона. В одном конце помоста – Пушкин перед пишущей машинкой. Все на месте для большой и маленькой истории. И – безумно талантливые, изобретательные, незабываемые актеры. Русские, так как постановка, показываемая с французскими субтитрами, была создана в Москве, где Доннеллан обосновался на несколько сезонов.

Среди них – Александр Феклистов (Борис), крупный хищник, всеми порами источающий власть, привлекательность власти – и способный стать маленьким рядом со своим ребенком. Евгений Миронов (Григорий), звезда российского экрана – жесткий и полный ребячливости, разыгрывающий с блестящей Ириной Гриневой поразительную любовную сцену, эпицентр таланта и интуиции Доннеллана. Авангард Леонтьев (Шуйский) – одна из самых точных, лаконичных ролей: слуга государства, кинжал за спиной, улыбка на губах, огромная власть. Саша Костричкин (сын Бориса) – 10-летний актер и уже прекрасно играет. И другие. Великолепные, свободные, достоверные. Преподнесенные нам режиссером, чье знание человеческой натуры изумляет и захватывает.

Деклан Доннеллан открывает нам все глубины драматического произведения, известного лишь любителям оперы. Он выстраивает действие со свойственной ему стремительностью, нанизывает лаконичные пушкинские сцены – и идет дальше, создавая впечатление наслаиванья одной картины на другую, при котором в памяти зрителя отпечатывается образ предыдущей сцены. В результате достигается эффект одновременного восприятия многослойного сюжета и высшего смысла трагедии. Постановка Доннеллана – открытие пьесы. Трепетное и неистовое явление миру. А-ля рюс.


[Перевод Александры Десятсковой для Официального сайта Евгения Миронова]