"БОРИС ГОДУНОВ"

roguesandvagabonds.com
17.05.2008
Кевин Квармби

Театральная компания "Чик бай джаул" под художественным руководством Деклана Доннеллана и Ника Ормерода сделала неожиданный – и успешный – ход. Фестиваль "События мирового театра в Барбикане – 2008" представляет два их спектакля: в конце месяца – "Тролий и Крессида" Шекспира, а на этой неделе – русский политический опус "Борис Годунов" на русском языке с субтитрами. Можете не сомневаться: пушкинский шедевр легко соседствует с шекспировской классикой. Тут есть и зрелищность, и юмор, и политические интриги, и похоть, и страсть, и переодевания, и кровавые убийства.

Сюжет "Годунова" основан на драматическом периоде в истории русского государства – времена упадка династии Ивана Грозного и образовавшегося политического вакуума. В итоге к власти пришли Романовы, но в этот короткий промежуток убийство и узурпация стали лестницей на русский трон. Упомянутый Борис, выскочка и громила, во многом напоминающий гамлетовского дядю Клавдия, убил юного царевича и завладел шапкой Мономаха. Борис в спектакле – этакий русский медведь, развлекающийся физической борьбой со своими советниками и унижающий их, когда удача покидает его. Представьте парламентария Эда Боллса, зажатого подмышкой премьер-министра Гордона Брауна, и получите наглядную картину.

К несчастью Годунова, его головокружительный взлет на престол сопровождается таким количеством подозрений, что полемически настроеные монахи отмечают это в своих летописях. Один из них диктует все, что знает об интригах при дворе, помощнику Гришке Отрепьеву, ровеснику убитого наследника. Отрепьев, молодой монах со странной, усохшей левой рукой, читает и "наматывает на ус" истории старика, а через некоторое время сбегает из монастыря с тем, чтобы пуститься в величайшую авантюру, когда-либо выпадавшую на долю политика. Вооруженный тайным знанием, позволяющим выдавать себя за царевича, он заручается поддержкой Польши и римской католической церкви для завоевания России с востока и "восстановления" власти самозванца. "Борис Годунов" рассказывает завораживающую историю этой мистификации и легкости, с которой алчность и моральное разложение перевешивают здравый смысл и чувство долга.

Зал театра Барбикан превращен в подиум. Зрители сидят по обе стороны длинной платформы, стоящей на возвышении. Актеры всходят на платформу с двух концов или движутся по ее периметру. Яркие лучи света из коридоров прорезают сцену с обоих концов и создают длинные, зловещие тени, сквозь которые лавируют актеры. В центре пола – люк, открывающийся в большой бассейн. В нем Самозванец сооблазняет свою будущую невесту, польскую дворянку, стоя по пояс в воде; юная Марина Мнишек, сыгранная Ириной Гриневой с холодным эротичным шармом, присоединяется к избраннику, открывшему ей свою подлинную сущность, в крестильной купели обмана. Не желая упустить шанса стать царицей Руси, Марина пренебрегает незаконностью претензий Отрепьева. Она жаждет власти не меньше, чем он сам.

Это – не просто хороший театр. Это – прекрасный театр, в немалой мере благодаря выдающейся игре Евгения Миронова в роли монаха-мошенника. Миронов царит на сцене и повелевает зрителями с ненатужным обаянием и куражем кандидата в президенты. В одной гениальной по замыслу сцене, где Гришка выбивает помощь у стран-сателлитов России, он машет микрофоном в лица аристократов, политиканов, поэтов и простолюдинов, чтобы каждый продемонстрировал поддержку его честолюбию на самой публичной арене. Миронов очаровывает публику и абсолютно достоверен в роли. Судьба и обман легко ложатся на плечи этого великолепного актера.

Миронову помогает замечательная труппа, где каждый играет по нескольку ролей, сплетающихся в общее грандиозное повествование. Мощный царь Борис в исполнении Александра Феклистова – идеальный контраст змеиной грации Миронова. Он мечется по сцене, как загнанный зверь, правит Россией скипетром страха и кажется неуязвимым, пока неизбежный сердечный приступ не сводит его в могилу. Нетрудно догадаться, что политические акулы проглотят его юного наследника, не дав ему взойти на престол, устраняя тем самым последнее препятствие на пути Самозванца к власти.

Перспектива провести вечер на спектакле, идущем два с лишним часа без антракта на русском языке, вызывала у меня весьма сдержанный энтузиазм, но к финалу этого изумительного "Годунова" все сомнения полностью рассеялись. Время пролетело незаметно: захватывающий сюжет, блистательно разыгранный и внятно сформулированный и в замысле, и в действии, разворачивался с отрадной легкостью. Это не просто театр, это – "Борис Годунов". Пропустите его – и вы, возможно, пропустите самое важное театральное событие сезона.


[Перевод Влады Черномордик для Официального сайта Евгения Миронова]