УЖ "ГАМЛЕТ" БЛИЗИТСЯ...

Газета "Аргументы и факты" №40
10.10.1998
Марина Мурзина

Близок к завершению выпуск самого сенсационного проекта театрального сезона – "Гамлета" Петера Штайна (мировая премьера в России организована Конфедерацией театральных союзов и Немецким культурным центром им. Г. Гете). Премьера – 10 октября, спектакль будет идти в Театре Российской армии до 1 ноября, пять раз в неделю, билеты в кассах уже продаются.

Гамлет – Евгений Миронов, Гертруда – Ирина Купченко, Клавдий – Александр Феклистов, Полоний – Михаил Филиппов... Насколько же хорошо знаком Штайн с нашими актерскими ресурсами, если сумел выбрать действительно лучших! Из менее известных молодых имен – Алексей Зуев (Горацио) и Елена Захарова (Офелия).

Идет спектакль на деревянном помосте с лесенками, прямо на сцене Большого зала, зрительские кресла вокруг, амфитеатром, костюмы роскошны, оформление аскетично. Сужу по репетициям: похоже, заграничный маэстро возвращает нам, россиянам, представление о русской психологической театральной школе, деликатно и убедительно доказывая простую истину: в театре главное – эмоция, страсть, но осмысленные, подчиненные четкой режиссерской идее и жесткой руке.

"Ахтунг! Тихо!" Идет репетиция. Штайн в темном плаще легко взлетает на помост. Разбирая сыгранные сцены, он темпераментен и актерски очень точен в своих показах. Он пластичен, легок, остроумен, то и дело "пробрасывает" русские слова – "хорошо", "тихо!", "кровать", "господин звук" (это – к звукорежиссеру), "кошмар!", "в сердце тоска", всех кличет по именам. Мощная его энергетика, кажется, раскаляет пространство пустого и полутемного зала, знобящего холодком, и тут с колосников шумно срывается какая-то железка. Штайн распоряжается – проследить! "Если на актеров упадет – ну, так и черт бы с ними, а если в публику?" Общий смех. Смех, кстати, звучит частенько, актеры общаются с мастером без подобострастия, но и без фамильярности. Ни суеты, ни нервозности, ни тем более грубости, хотя трудностей хватает: проект, как все и вся сегодня, переживает проблемы с финансами. Но цены на билеты все-таки решено не поднимать выше 300 рублей (для сравнения: на "Горе от ума" Меньшикова были билеты по 500).