ШЕСТЬ ЧАСОВ НА ФОНЕ САДА

Газета "Беларусь сегодня"
16.12.2003
Валентин Пепеляев

Даже надвигающаяся угроза гриппа-мутанта не испугала минских театралов, которые пришли в выходные во Дворец Республики посмотреть "Вишневый сад" Эймунтаса Някрошюса. Желание приобщиться к "спектаклю, который видели лучшие города мира", оказалось, как и предполагалось, сильнее советов врачей избегать массовых людских скоплений. Театралы – народ выносливый. Забота о здоровье – мещанская роскошь. Мы выше этого!

До спектакля все активно говорили, что шесть часов спектакля минский зритель не выдержит. Мол, наш зритель слабее челябинского или новосибирского и к таким экспериментам не привык.

Сейчас с чувством выполненного долга можем заявить – выдержали! И не только выдержали, а в объятия господина Някрошюса бросились самозабвенно: программки по семь с половиной тысяч белорусских рублей уходили с такой скоростью, словно бы их раздавали бесплатно, в качестве моральной компенсации. Иначе просто никак нельзя было объяснить то, что за ними образовалась такая очередь в фойе. Стоя в ней, поймал себя на мысли, что очень давно не бывал в очереди, а в очереди за театральными программками и подавно. Хотелось пошутить – вот дожили, а? – но народ вокруг стоял какой-то сосредоточенный и умный.

Автор идеи и продюсер проекта Зейнаб Сеид-Заде на пресс-конференции, которая началась почти с часовым опозданием, что вызвало справедливый гнев не только белорусской прессы, но и актеров Купаловского театра, спокойно говорила о том, что зрители со спектакля уходят и ничего трагического в этом быть не должно. Потому что Някрошюс – гений и спектакль гениальный, ну, и актеры неплохие. ...

Любопытно, что главным бриллиантом в актерском ансамбле, под который подбирались все остальные участники проекта, оказалась Людмила Максакова. Если бы не было ее, не было бы и спектакля. На кастинге Някрошюс просил актеров рассказать свой самый странный сон или вспомнить свой самый главный детский страх, все, что угодно, но только не банальный разговор о профессии. ... Получилось так, что роли молодых выглядят наиболее выигрышно: Инга Стрелкова-Оболдина и Игорь Гордин – это то, ради чего на спектакль стоит сходить. Тяжеловесы Петренко, Ильин, Миронов не радуют, в сущности, никакими новыми красками своей изобретательной актерской палитры. Играют спокойно, расчетливо, рационально.

У многих зрителей, кстати, осталось впечатление, что спектакль еще сырой. Но актеры уверяли, что он дорабатывается на каждом показе и становится все лучше.

Проект, разумеется, получился недешевый. Стоит он около 800 тысяч долларов. В Москве билеты на него – по сто долларов. Огромный зал Дворца Республики позволил сбить цену до тридцати. В другом зале его показ не имел бы смысла: наша публика не смогла бы купить билеты.

Изначально экспортный продукт, спектакль в скором времени собирается в Рим, Лондон, Берлин... Продюсер надеется, что он окупится. В любом случае сделано все возможное, чтобы доказать: в XXI веке "Вишневый сад" может быть вполне успешным бизнес-проектом.