СЕГОДНЯ – ПРЕМЬЕРА

echo.msk.ru
10.07.2003

Выдающийся режиссер Эймунтас Някрошюс представляет Москве свою версию "Вишневого сада"

Последняя премьера сезона, может быть, самая многообещающая и самая шумная, представлена на сцене Театрального центра СТД России на Страстном бульваре. Только пять спектаклей сыграет труппа, собранная Эймунтасом Някрошюсом из московских актеров.

Идея поставить в Москве "Вишневый сад", причем так, чтобы сделал это Эймунтас Някрошюс, принадлежит Людмиле Максаковой. Наверное, потому возникла у нее эта мысль, что всю свою творческую жизнь мечтала она сыграть Раневскую. А тут еще 100-летие пьесы, 100-летие первой постановки, да и годовщина смерти Чехова не за горами, и тоже столетняя: все сложилось. Не забудем и о том, что посаженный в Любимовке два года назад в дни Театральной Олимпиады вишневый сад – цветет. Самое время ставить. За дело взялся Международный фонд имени Станиславского. Эймунтас Някрошюс не отказался, "Вишневый сад" оказался единственной чеховской пьесой, еще не поставленной Мастером. Конечно же, к сотрудничеству Эймунтас Някрошюс привлек своего любимого художника Надежду Гультяеву, разделившую с ним и жизнь и творчество. Лопахина предложил сыграть Евгению Миронову, Гаева – Владимиру Ильину, Варю Инге Оболдиной, а Аню – Юлии Марченко. Раневскую предстояло сыграть Людмиле Максаковой. Мечты сбываются.

Някрошюс провел кастинг. Актеры и актрисы московских театров, мечтавшие работать у него и не верившие в возможность такой работы, готовы были читать и петь, как на экзамене, но ничего этого Някрошюсу не требовалось. С одним претендентом режиссер беседовал о волке – каково ему, обложенному красными флажками, другого просто просил постоять, повернуться пару раз и все, с третьим разговаривал о доме и семье. Странный? Несомненно. Странный, но точно знающий, кого и для чего ищет. На основании всех этих общений Някрошюс сделал распределение ролей, определил команду и увез ее в Вильнюс: как справедливо сказал исполнитель роли Фирса Алексей Петренко – на своей территории зачин делать лучше, а еще и потому, что там его земля, а своя земля дает силу. Именно об этом он и делал спектакль, убежден актер, сыгравший Петю Трофимова – Игорь Гордин.

Лопахина хотела бы сыграть Ирина Апексимова, но ее Мастер увидел совсем в иной роли. Кто она, эта женщина, которой Някрошюс придает так много значения, – загадка, над которой еще предстоит поломать голову, причем текст в этом не поможет. Някрошюс терпеливо учит своих зрителей читать то, что за текстом, то, что между репликами, а между ними много всего, иногда даже слишком много. Напряженных шесть часов спектакля, все роли главные, ни одной упущенной и непроработанной: все судьбы, все биографии прописывает Някрошюс, и в каждой – трагедия. Шесть часов надрыва, боли, но и нежности и любви.