ВИШНЕВЫЙ ШОК

Газета "Известия"
01.07.2005
Марина Давыдова

Спектакль Някрошюса на фестивале Theater der Welt

Русские спектакли нечасто приглашают на крупные международные форумы. Фестиваль Theater der Welt нарушил эту печальную традицию. Только что тут отшумел "Вишневый сад" Эймунтаса Някрошюса.

Директор Theater der Welt Мария Циммерман долгое время была правой рукой Люка Бонди, возглавляющего другой крупнейший театральный фестиваль – венский Wienner Festwochen, так что можно смело говорить, что ее просвещенный вкус вполне отражает современные вкусы вообще. Так вот, о вкусах. Первое, что понимаешь даже при беглом взгляде на афишу, – тут почти нет спектаклей в общепринятом смысле слова. Таких, чтобы артисты играли на большой сцене, чтобы в основе лежало какое-то (желательно великое) литературное произведение, чтобы режиссер пытался предложить свое прочтение этого произведения, а артисты, донося до зрителей его замысел, демонстрировали те или иные грани своего дарования. Такого театра в Европе вообще, а на европейских фестивалях и подавно становится все меньше и меньше. Зато разнообразию театральных форм позавидовал бы зоолог. В программе Theater der Welt есть спектакли-инсталляции, есть представления, на которых артисты чревовещают, есть кукольный театр из Африки, японский театр, в котором принимают участие инвалиды, завораживающие пластические этюды, поставленные по мотивам танцев и обрядов островных народов шаманом (иначе не скажешь) из Новой Зеландии Леми Понифасио. В очень интересном спектакле "Лица" знаменитого голландца Иво Ван Хува зрители лежат на огромных трехспальных кроватях (меня положили между пожилым господином и молоденькой вертихвосткой). В представлении англичанина Сью Бакмастера – бродят по госпиталю. Пока нет спектаклей в кладбищенском антураже с участием слепоглухонемых, но ждать, видимо, осталось недолго.

Рядом со всей этой фестивальной экзотикой "Вишневый сад" выглядит грандиозным обломком театрального традиционализма. А ведь еще совсем недавно казалось, что никого радикальнее Някрошюса нет и быть не может. Ох, может! Если вы до сих пор сомневаетесь в этом, значит, вы безнадежно отстали от стремительно меняющейся театральной действительности. Дело, однако, не в одном Някрошюсе. Уникальность проекта, затеянного Фондом Станиславского, состоит как раз в том, что не только русским артистам пришлось приноровиться к эстетике отнюдь не склонного к психологическим кружевам литовца, но и сама эта эстетика приспособилась к русской театральной традиции. Начать с того, что "Вишневый сад" – самый многословный спектакль Някрошюса. Едва ли не впервые он бережно сохранил все сюжетные линии пьесы и всех персонажей. Но главное: усилиями продюсера "Вишневого сада" Зейнаб Сеид-Заде в нем собран такой звездный состав, да к тому же таких разноплановых артистов, что их можно было или а) совершенно нивелировать, или уж б) дать им возможность себя показать и на других посмотреть. Не знаю, обдуманно или подчиняясь "обстоятельствам непреодолимой силы", Някрошюс выбрал вариант "б". Все приметы его знаменитого стиля в "Вишневом саде" налицо, но и Людмила Максакова, и Евгений Миронов, и Владимир Ильин, и Алексей Петренко, и Инга Оболдина, и Игорь Гордин не задавлены активной режиссурой, а, напротив, проявлены ею. Редкий случай, когда в звездной команде все подчинились единым правилам игры и все же остались самими собой.

В результате Theater der Welt получил спектакль, заряженный не только мощной режиссурой, но еще и изрядно подзабытой фестивальной публикой бенефисностью. Мне довелось даже встретить зрителей, пребывающих от увиденного в состоянии культурного шока. Еще бы! Ведь театр, где сложные постановочные ходы сопрягаются с умным актерством, повсеместно – и у нас, и у них – пора уже скоро будет заносить в Красную книгу. Впрочем, судя по восторженному приему у публики и лихорадочному интересу к "Вишневому саду" со стороны иностранных продюсеров, спрос на такой театр, к счастью, еще есть. Вот предложений, увы, становится все меньше и меньше.