ОТ СРОСТКОВ К "ТУРАНДОТ"

Юлия Штутина
29.06.2009
lenta.ru

В Москве выбрали лучшие спектакли сезона

Алвис Херманис, совсем, казалось бы, еще недавно приехавший покорять Москву со своим Новым Рижским театром, окончательно и бесповоротно стал ее любимцем и триумфатором. Самый расхваленный критиками спектакль сезона – "Рассказы Шукшина" Государственного Театра Наций – назван лучшей работой уходящего театрального сезона, а его звезды Чулпан Хаматова и Евгений Миронов – лучшими артистами. Три статуэтки "Хрустальной Турандот" – таков завидный улов латышского режиссера.

О том, как Херманис отправил в шукшинские Сростки на Алтай своих артистов, прошлым летом гудели все российские телеканалы. Актеры привезли оттуда не выговор, не манеры-ухватки, а представление о том, как живут самые обычные люди, далекие от столиц, от театра, от искусства вообще. "Рассказы Шукшина" никоим образом не кокетничают с "народом", не пышут пафосом, а каким-то редким для сцены образом живут собственной жизнью. Сценограф "Рассказов" Моника Пормале сделала для спектакля большие фотографии жителей Сростков и вынесла на сцену длинную лавку. Этим реквизит практически и ограничен, поскольку главное место отведено артистам. Их у Херманиса восемь, все очень хорошие, но главные звезды и любимцы публики – Миронов и Хаматова – затмевают всех.

Для Евгения Миронова спектакль вообще превратился в бенефис: ему удается отыграть на сцене такую гамму характеров и эмоций, для какой обычно требуется три-четыре постановки. Самый грустный и скупой рассказ режиссер приберег для финала, это – "Степка", эталонная шукшинская новелла, открывающаяся знаменитой строкой "И пришла весна – добрая и бестолковая, как недозрелая девка". В нем Миронов играет Степана Воеводина, мужика, что сбежал домой из тюрьмы за три месяца до освобождения ("А то меня сны замучили – каждую ночь деревня снится"), а Хаматова – его любящую немую сестру. Одного этого эпизода дуэту было бы достаточно, чтобы претендовать на какую-нибудь немаленькую премию, но он – лишь один из десяти.