LA VIE DE JOUR

Газета "Коммерсантъ" №15
03.02.1996
Сандро Владыкин

... Вот мы и добрались до премьеры в "Современнике" – и тут опять всплывает имя Достоевского, на сей раз совершенно законно. Вопреки традиции московских театров, режиссер Валерий Фокин, показав премьеру своих "Карамазовых", не устроил предварительного "чернового" прогона для околотеатральной публики, а первый же спектакль объявил премьерным. Отчасти поэтому он сразу же был окружен немалым ажиотажем – билеты спрашивали едва ли не от метро "Чистые пруды", а к окошку администратора невозможно было пробиться.

Уже в фойе можно было увидеть множество знаменитостей: режиссера Марка Захарова, драматурга Виктора Розова, театроведа и переводчика Виталия Вульфа, критика и профессора Инну Соловьеву, пианиста Николая Петрова, телеведущего Святослава Бэлзу, заместителя министра культуры Михаила Швыдкого. Конечно же, были представители едва ли не всех столичных газет и почти все мало-мальски известные театральные критики.

Но были основания и для опасений: несколько лет назад Фокин уже ставил Достоевского в Ермоловском – спектакль по "Идиоту" под названием "Бесноватая" – и эта постановка вызвала единодушное неприятие критики, причем солидарны оказались и такие антиподы, как газеты "День" и "Московские новости". Кроме того, российские театры, как сговорившись, последние сезоны перекармливали публику различными интерпретациями Достоевского: от относительно компактных постановок Камы Гинкаса до шестичасовых "Бесов" Додина, привезенных им во МХАТ из Санкт-Петербурга, и растянутого на три вечера того же "Идиота" на Малой Бронной. Короче говоря, эта премьера сопровождалась некоторой театральной интригой, которую с жаром обсуждали и в светских салонах.

Фокин оказался милостив к публике и уложил содержание огромного романа в одноактный спектакль, который идет всего два с половиной часа. Ада было много. Публика вела себя смирно и не свистела. В спектакле были заняты такие знаменитости, как Михаил Глузский и Авангард Леонтьев, и восходящая звезда – молодой актер Евгений Миронов.

Традиционный банкет, однако, был отложен до одного из следующих вечеров, а в день премьеры главный режиссер "Современника" Галина Волчек устроила скромный фуршет с фруктами и шампанским для авторов и участников спектакля, а также для целой группы французских гостей, которая в этот вечер тоже оказалась в зале. Теперь Валерия Фокина ждет череда сплошных праздников, ибо в конце февраля он отметит свой пятидесятилетний юбилей.