ФЕМИНИСТКА ЖЮЛИ

Журнал "Коммерсантъ-Weekend"
16.12.2011
Алла Шендерова

В 1889 году в Копенгагене случился театральный скандал: в клубе местного студенческого союза сыграли премьеру пьесы шведа Августа Стриндберга "Фрекен Жюли". ... Представление, как писали газеты, прошло неудачно. ... Выбрав "Фрекен Жюли" для своей первой постановки с российскими актерами, Томас Остермайер, 43-летний руководитель берлинского театра "Шаубюне", радикал и экспериментатор, превращающий любую классику в остросоциальную драму, продолжил одну из своих главных тем – "женщина в современном мире". ... Нет сомнений, что Остермайер предельно обострит конфликт и на этот раз. Тем более что в Театре Наций ему досталось трио фантастических артистов: Чулпан Хаматова (Жюли), Юлия Пересильд (Кристина) и Евгений Миронов (Жан). Подробности их игры хранятся в строжайшей тайне. Зато известно, что давний соавтор Остермайера художник Ян Паппельбаум превратит сцену Театра Наций (это, кстати, первый спектакль, который выпускается на ней после ремонта) в подобие современной кухни, оснащенной всеми техническими новинками. И пока кухарка Кристина, самый немногословный персонаж пьесы, будет готовить что-то нестерпимо ароматное, превращая действие в пародию на кулинарное телешоу, герои – с тою же степенью достоверности – станут вести извечную войну между мужчиной и женщиной. Вернее, между нахрапистым хамоватым лакеем и утонченной феминисткой. Ни о какой благополучной развязке, конечно, и речи быть не может. Впрочем, кто знает, может, Остермайер и на сей раз перепишет финал, заменив самоубийство героини чем-то, чего заранее и не придумать. Но удовольствие зрителя ждет несомненное: во-первых, от встречи с уникальным режиссером и с не менее мощными актерскими индивидуальностями. А во-вторых, от редкого на нашей сцене уровня постановочной культуры, ведь Томас Остермайер привез с собой не только художника, но и мастеров по свету, звуку, видео и т.д.