ГАРМОНИЯ ВРЕМЕН

Эксклюзив Официального сайта Евгения Миронова
17.07.2011
Ольга Павлова

"Калигула" в постановке Някрошюса на "Вилле Адриана"

Идея играть спектакли в различных исторических местах под открытым небом – не нова. На руинах древних театров Греции, Кипра, Турции, Италии проводится множество театральных фестивалей и представлений. Ощущение подлинности вносит непередаваемую ноту в атмосферу зала и добавляет актерской игре правды.

Лето в Италии – пора музыкальных и театральных фестивалей. Задействованы в этом фестивальном марафоне прекрасные места с богатой историей: сценической площадкой становятся Колизей, Вилла Боргезе, Термы Каракаллы и многие другие исторические памятники. Удивительное сочетание традиции и новации придает таким фестивалям уникальую атмосферу единства и различия времен.

В этот сценарий укладывается и ежегодный фестиваль "Вилла Адриана". Он в этом году проходил уже в пятый раз – неподалеку от Рима, в древнем городке Тиволи на руинах прекрасной виллы императора Адриана. Одним из участников фестиваля стал Государственный театр Наций, 1 и 2 июля представлявший на суд публики европейскую премьеру "Калигулы" в постановке Эймунтаса Някрошюса. Сценическое пространство, в котором разворачивалась экзистенциальная драма, размещено на остатках Больших Терм – поистине огромного и величественного сооружения, соперничающего в масштабах с любым современным театром. Думается, что приглашение на этот фестиваль Театра Наций именно с "Калигулой", и именно с "Калигулой" Някрошюса, не просто неслучайно – закономерно. Правильно и логично. Ни в одном театре мира ЭТОТ спектакль не смотрелся бы так, как в ЭТИХ декорациях. В этом сценическом пространстве.

На остатках плоского "вестибюля" (так называется терраса перед термами) выстроена сцена. Декорации только частично закрывают древнее, поражающее своим размахом сооружение. Огромный современный зрительный зал расположен на холме. Законы организации пространства – как в античном амфитеатре. И выставленные на сцене декорации Марюса Някрошюса создают неповторимое ощущение сюрреальности: вокруг античные руины, бездонное южное небо, а на ярко освещенной сцене – по сути эта же реальность, но под иным углом зрения.

Если бы на сцене были декорации, имитирующие Древний Рим, если бы актеры играли в аутентичных костюмах – у зрителей неизбежно бы возникло ощущение фальши и карнавала. Отсутствие патрицианских тог на актерах и фальшивого задника стало важным козырем спектакля. Зрительный зал окружают огромные, циклопические останки (именно останки) древних зданий. А на сцене – меленькая, слово детская триумфальная арка. Нет, декорации к "Калигуле" не смотрятся злобной карикатурой на архитектуру великого Рима. Скорее – малым, но по сути своей верным ее отражением, моделью...

Хрупкость шифера соперничает с древней кладкой. Как современный, легкий и непрочный серый материал крошится в руках актеров, оставляя впечатление зыбкости и непостоянства, так и древняя разрушенная кирпичная кладка вторит этой сиюминутности – все проходит, и это тоже пройдет. Монументальные, построенные на века стены так же сдаются под напором веков, как трескается хрупкий шифер под ногами Миронова-Калигулы.

Спектакль представляет кусочек античной истории как вневременную, внеисторическую действительность. Это кусок человеческого бытия, а не кусок истории человечества. Эта идея очень органично вписывается в созданное римским императором почти две тысячи лет назад пространство прекрасной виллы – символа могущества и искусственной красоты, сроднившейся с природой (именно отсюда родом все парковое европейское искусство). Сцена как будто неумолимо раздвигается, поглощая все вокруг – и природа подыгрывает актерам. Хотя непосредственно само сценическое пространство очень невелико. Сцены как таковой нет. И зрительный зал от актеров отделяет только натянутая струна, определяющая в спектакле грань бытия.

То, что Вилла Адриана – это огромный парк, расположенный за городом, вдалеке от городского шума, в окружении древних оливковых рощ – тоже "работает" на спектакль. Потрясающе смотрелся диалог Калигулы и Сципиона о линии римских холмов и пении цикад, когда ты видишь эту линию, когда слышишь этих цикад. В какой-то момент возникает ощущение, что времени нет. Прошлое, настоящее и будущее сливаются в этом месте и в эту минуту, преодолевая все физические законы. Искусству подвластно время!

Калигула ищет луну на черном римском небе. Зал оборачивается вслед его взгляду – нет, действительно – луны нет. Только изредка пролетают по черному небу, поблескивая бортовыми огнями и спеша в аэропорты Вечного Города, самолеты. За весь вечер Луна так и не взошла на небосклон – то ли поддразнивая публику, то ли бесконечно умножая скорбь Калигулы.

Калигула – властитель Рима, великого города, живет на этой сцене новой жизнью. Терзаясь и убивая, мучая и мучаясь, он чувствует за собой Вечный Город, и прошлое становится фактом жизни настоящего. А настоящее проваливается в бездну истории. И тот вечный, мрачный мир, в котором живут герои Истории, Камю, Някрошюса и русских актеров, становится частью большого мира. Игра контраста создает странное ощущение гармонии, почувствовать которую – отдельное, ни с чем не сравнимое театральное счастье.

"Калигула" попал в список участников фестиваля еще до премьеры. Някрошюс – любимый и почитаемый в Италии режиссер, у которого много верных поклонников. И надежды организаторов фестиваля спектакль полностью оправдал. Большой успех! Овации! На поклоны публика вызывала актеров несколько раз, благодаря за то чудо, к которому прикоснулась за четыре часа представления. И это было не только чудом прекрасного, величественного в своей простоте и глубине спектакля, но и чудом попадания в гармонию времен.