ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ

"Независимая газета"
10.11.2005
Григорий Заславский

В театрах не осталось спектаклей о революции и Гражданской войне

Раньше годовщину Октября праздновали два дня – 7 и 8 ноября. На улицах – красные флаги, в театрах – дАтские спектакли, то есть те, которые надо было выпустить к праздничной дате. Сегодня театры никто не заставляет говорить со сцены о революции ни с положительным, ни с отрицательным знаком. Но саму революцию при этом из истории не выкинешь. Как и революционные настроения – если судить по нынешней Европе.

"Ленин умер, ну, и хрен с ним" – фраза из давно забытого советского анекдота вдруг вспомнилась при взгляде на московскую театральную афишу.

Нет 7 ноября, и не надо. Нет воспоминаний о времени, нет и в помине рефлексии по поводу недавних – в исторической ретроспективе – событий.

Самый, казалось бы, политизированный, самый левый из московских театров, МХАТ имени Горького, на фасаде которого по-прежнему красуются ордена советской эпохи, доронинский МХАТ, в день 7 ноября, красный день календаря, сыграл премьеру "Русских водевилей".

Главное: нет новых спектаклей о времени и событиях, которые по-прежнему делят российское общество на красных и белых, на коммунистов и других, имя которым до сих пор так и не найдено. Демократами сегодня зваться уже не хочется, пособниками капиталистов – неприятно.

Где они, новые "Синие кони на красной траве", "Так победим!", "Брестский мир"?

Театр – в стороне. Что ж обижаться, если театр в какой-то момент оставят в стороне, то-есть, за бортом той или другой реформы? Надо отвечать на вопросы дня. Прежде думать о Родине, а потом о себе...

С некоторой натяжкой, конечно, можно отдать должное Российскому молодежному театру, который назначил на 7-е пьесу Алексея Арбузова "Таня". В ней речь, в числе прочего, об энтузиазме комсомольских строек, о поэзии, той самой, о которой мальчики иных веков, наверно, будут плакать ночью. Есть о чем поплакать, не раз подумаешь, глядя нынешнюю "Таню", которую режиссер Александр Пономарев поставил с поправками на постсоветский возраст.

С некоторой натяжкой можно отнести к рефлексии на заданную историей тему сатирическое ревю театра "Модернъ" "...Ищет встречи".

Но, пожалуй, лучше всего вышел из "деликатной ситуации" отсутствия всех и всяческих запретов и совершенной свободы, отданной на откуп художникам, Театр под руководством Олега Табакова: здесь сыграли "Бумбараш", спектакль Владимира Машкова с Евгением Мироновым в заглавной роли.

Поставленный в прошлом веке, если быть точным – в мае 1993 года, этот спектакль и сегодня актуален. Как ни странно, "служит" ныне востребованному народному единству, так как, по слову Волошина, молится за тех и за других. В спектакле по рассказам Гайдара, с песнями Юлия Кима и музыкой Дашкевича нет ни правых, ни виноватых. Грабят и красные, и белые. В общем, тем и плоха любая гражданская война. И любая революция – тем, что сносит все и всех со своих мест. Хороший спектакль, вполне можно посмотреть, независимо от праздничных дат или их отсутствия.