ЖИЗНЬ ЖЕСТЧЕ, ИЛИ ПОДВАЛЬНЫЙ БРОДВЕЙ

Журнал "Театральный подвал" №2
10.2009
Артем Зорин

"Билокси Блюз" идет на нашей сцене без малого двадцать два года. Поставленный еще во времена Перестройки, он продолжает оставаться актуальным и по сей день. Менялись годы в календаре, актеры, представлявшие на сцене героев пьесы, зрители, приходившие в подвал на улице Чаплыгина, но неизменным и драматичным оставался конфликт. Накануне омоложения играющего состава, задуманного Олегом Табаковым, мы попросили заведующего театральным музеем напомнить зрителям о том, когда и в каких условиях спектакль был поставлен. Накануне омоложения играющего состава, задуманного Олегом Табаковым, мы попросили заведующего театральным музеем напомнить зрителям о том, когда и в каких условиях спектакль был поставлен, и о том, кто выходил на сцену в ролях сержанта Мервина Туми, Юджина Джерома и других героев этой замечательной пьесы Нила Саймона.

В конце 1987 года Олег Табаков решил поставить в своем новом театре бродвейскую пьесу "Билокси Блюз". На военных кафедрах советских ВУЗов в то время армия США все еще представлялась главным предполагаемым противником, а у границ шла затяжная Афганская война, о которой в стране только-только начали узнавать правду. Неожиданно для советских зрителей история судеб американских мальчишек с берегов далекой Миссисипи, готовящихся в 1943-м к отправке на европейский фронт, оказалась не нравоучительным сюжетом из жизни "у них", а исповедью молодого поколения, как тогда, так и сейчас обрекаемого на грозные испытания.

Незадолго до этого, в 1985 году, Нил Саймон был удостоен за "Билокси Блюз" премии "Тони" – театрального аналога "Оскара". К тому времени он, самый богатый из тогдашних киносценаристов и драматургов, чьи пьесы более двадцати лет с огромным успехом шли на Бродвее, а фильмы собирали солидные кассы, считался "фабрикой" комедий, автором уморительных скетчей (зрители хорошо знают его по сценариям фильмов "Привычка жениться" с Алеком Болдуином и Ким Бессинджер и "Девушка моих кошмаров" с Беном Стиллером). "Билокси Блюз" стал второй частью в его полуавтобиографической драматургической трилогии о юности (две другие – "Память о Брайтон-Бич" и "Приговоренные к Бродвею" – у нас никогда не ставили). В одном из интервью, данном в то время, Саймон признавался: "Очень давно деньги купили мне свободу от беспокойства и дали возможность делать то, что захочу. Я не хочу работать на телевидении... и работа в кино меня тоже больше не привлекает. Я бы предпочел тратить свои ночи, работая над пьесой для тысячи зрителей, а не для аудитории в четырнадцать миллионов".

Репетиции в Театре-студии Олега Табакова шли слаженно и быстро. Создатели спектакля понимали, что аллюзии с действительностью конца 80-х возникнут сами собой, а добиться ощущения правды изображаемого было особенно важно. От пошива формы в собственных мастерских пришлось практически сразу отказаться – стилизация отпадала. Военные и театральные ателье, к которым обращались за помощью, не имели представления о технологии пошива американской военной формы. Выход, как всегда, нашел сам Табаков: привез из Америки нужное число комплектов формы американского солдата, что было невероятно по тем временам.

В премьерном составе спектакля значились первые ученики Олега Павловича, с которыми он и создавал свой театр: Сергей Газаров (сержант Мервин Дж. Туми), Андрей Смоляков (рядовой Джозеф Виковский), Алексей Бурыкин (рядовой Юджин М. Джером), Александр Мохов (рядовой Рой Сэлридж), Александр Марин (рядовой Арнольд Эпштейн), Сергей Беляев и Виктор Никитин (рядовой Дон Карни), Алексей Серебряков (рядовой Джеймс Хеннеси), Марина Зудина и Евдокия Германова (Ровена), Александра Табакова (Дэзи).

Из протоколов "сдачи спектакля" – заседаний художественного совета театра и представителей Главного управления культуры Мосгорисполкома (декабрь 1987 г.):

В.С. КРЮЧКОВ, зам. начальника ГУК Мосгорисполкома:
"Я попал целиком под обаяние спектакля... Мне многое здесь близко, хотя служил я 15 лет назад, и в Советской Армии. Блестяще проработаны линии сержанта (у меня у самого был такой). Его ненавидели, но он учил быть мужчиной."

Л.Е. ШЕВЧЕНКО, инспектор отдела театров ГУК: "Сейчас эта пьеса прозвучит здорово и актуально. Это тема личности, тема бессмысленности войны. Тема человеческого достоинства производит сильное впечатление. Шероховатости уйдут. С удачей я хочу вас поздравить."

АЛЕКСЕЙ СЕЛИВЕРСТОВ: "Я считаю, что спектакль получился очень хороший. Еще предстоит много, и дай Бог долго его играть; он расправляется, только начинает жить... Я тоже служил, сейчас, говорят, стало легче... Мой сержант тоже умел мучить, но он не вызывал только ненависть. Маленькая сцена с Эпштейном не делает сержанта лучше, его исповеди не хватает, чтобы его полюбить, но у него своя правда. Она есть."

МИХАИЛ ХОМЯКОВ: "Я себя в армии чувствовал выброшенным из жизни человеком. Но этот спектакль мне нравится. Хотя и не всегда откликается на мою эмоциональную память."

СЕРГЕЙ ГАЗАРОВ: "Не важна конкретная армия, а важен механизм подавления личности. Это ведь есть не только в армии. Мы делали спектакль полтора-два месяца. Мы работали все вместе, в очень хорошей атмосфере... Мне захотелось в этой компании людей, работающих над этим спектаклем, работать еще."

ОЛЕГ ТАБАКОВ: "О совершенстве говорить рано – четвертый прогон, о несовершенствах – поздно. У меня рождается чувство, что многие сделали для себя важный шаг, и хочется в этом направлении работать с вами дальше... Не забывайте, что каждый из вас пришел к своей роли с разным опытом работы на сцене. Но все вместе двигались к настоящему результату."

За годы жизни спектакля многое изменилось в судьбе страны. Закончилась война в Афганистане, начались новые кровавые конфликты. И армейская история продолжала оставаться символической для самых разных поколений зрителей. Школу "Билокси Блюз" прошли десятки молодых артистов – учеников Олега Табакова. Спектакль стал путевкой в будущее для многих нынешних звезд: сержанта Мервина Дж. Туми играли Владимир Машков и Александр Мохов; Юджина М. Джерома – Антон Табаков, Евгений Миронов и Сергей Безруков; Джозефа Виковского – Дмитрий Щербина; Арнольда Эпштейна – Алексей Зуев и Николай Галкин; Джеймса Хеннеси – Игорь Нефедов, Виталий Макаров, Тимур Савин, Евгений Исаков, Алексей Гришин и Иван Жидков; Дона Карни – Сергей Шенталинский и Виталий Егоров; Ровену – Надежда Тимохина; Дэзи – Евгения Добровольская, Марианна Полтева, Наталья Селиверстова, Лика Кремер, Камий Кайоль, Анастасия Заворотнюк и Ольга Красько.

Теперь, двадцать два года спустя, ясно, что "Билокси Блюз" стал для маленькой студии на Чаплыгина входным билетом в настоящий, большой Театр, вне всякого сомнения – "звездным билетом".