АНГЛИЙСКИЙ РЕЗИДЕНТ

Газета "Ведомости" №104
15.06.2000
Олег Зинцов

Сегодня на сцене МХАТа им. Горького сыграют премьеру "Бориса Годунова" в постановке Деклана Доннеллана, фаворита московской публики, основателя популярного лондонского театра Cheek by Jowl и первого иностранного режиссера, получившего российскую национальную премию "Золотая маска": в прошлом году его "Зимняя сказка" в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга была признана лучшим спектаклем сезона.

Доннеллан и его постоянный соавтор дизайнер Ник Ормерод знамениты умением отстраненно читать хрестоматийные тексты и тактично осовременивать иконы мировой драматургии: в Англии они эффектно модернизировали Шекспира, Уэбстера и Марло, во Франции – Корнеля, главное священное чудовище национальной сцены. Результаты этой энергичной деятельности российская публика наблюдала в последние годы регулярно: Cheek by Jowl привозил в Москву "Меру за меру", "Много шума из ничего" и "Герцогиню Амальфи", а в декабре в столице с успехом гастролировал "Сид", сделанный Доннелланом для Авиньонского фестиваля.

Скверная сценическая репутация "Бориса Годунова", за которым тянется длинный шлейф театральных провалов, нимало не смутила британского режиссера. Ему долго объясняли, что сделать удачную версию главной русской драмы не получилось еще ни у кого. В ответ Доннеллан, не видевший ни одной постановки "Бориса Годунова", говорил, что находит пушкинскую пьесу не только весьма сценичной, но и чрезвычайно забавной.

Пресс-релиз, впрочем, обещает, что нам покажут не комедию, но историю "о России, занятой поисками нового образа", а также о лидере, "который борется за политическую поддержку и свой юридический статус". Однако надо полагать, что эта история будет рассказана вполне иронично.

В Англии Доннеллана нередко упрекают в социальной ангажированности ("Говорят, что мы ставим Шекспира только для того, чтобы прокомментировать очередной политический кризис", – сетовал режиссер на пресс-конференции), но на самом деле его спектакли далеки от соцзаказа. Он не ищет прямых параллелей с современностью, а лишь переодевает своих героев в костюмы той эпохи, которая, на его взгляд, лучше всего позволяет почувствовать атмосферу классического текста: в "Много шума из ничего" это была викторианская Англия, в кровавой "Герцогине Амальфи" – Италия времен Муссолини. Понятно, что и в "Борисе Годунове" не будет тяжелых царских мантий, окладистых боярских бород и прочей архаичной бутафории, которой принято обставлять пушкинскую трагедию.

Будет "бипортальная" площадка, разрезающая зрительный зал на две части. Будут стерильное пространство и строгая графика математически выверенных мизансцен – неизменные приметы фирменного стиля Доннеллана и Ормерода. И, разумеется, актерская команда из высшей лиги российского театра: Александр Феклистов, Евгений Миронов, Авангард Леонтьев, Игорь Ясулович.

Перспективы послепремьерного проката "Бориса Годунова" пока не очень ясны. Как объяснил Доннеллан, это связано с тем, что "спектакль несколько необычен в техническом смысле".

Иными словами, добавил режиссер, "его будет чертовски неудобно возить на гастроли". Известно, впрочем, что постановка уже приглашена на Авиньонский фестиваль, а также будет показана на нескольких французских и британских сценах.

Рецензию на спектакль читайте в одном из ближайших номеров "Ведомостей".