АЙ ДА ПУШКИН! АЙ ДА "БОРИС ГОДУНОВ"!

Газета "Московская правда"
02.2001
Ольга Свистунова

18 февраля – дата печальная для всех, кто любит Пушкина. В этот день в 1837 году русский гений был похоронен на родовом кладбище Ганнибалов-Пушкиных у стен древнего Успенского собора Святогорского монастыря, что в четырех верстах от села Михайловское. ... Паломников, кто пришел в скорбный день поклониться праху Пушкина, было немного, но почти каждый из них узнаваем. Актриса Наталья Бондарчук, художественный руководитель "Новой оперы" маэстро Евгений Колобов, участники российско-английского спектакля "Борис Годунов" практически в полном составе...

Этой постановкой буквально в трех минутах ходьбы от Святогорского монастыря в Пушкиногорском научно-культурном центре музея-заповедника "Михайловское" вечером того же дня открылся Восьмой Пушкинский театральный фестиваль.

Играли здорово. Как никогда. И даже такой тонкий знаток творчества Пушкина, как Валентин Непомнящий, который, по его словам, шел на спектакль с нескрываемым предубеждением, вынужден был признать именно этого "Бориса Годунова" первой удачной постановкой в русском театре.

Не исключено, что на успех спектакля повлиял тот факт, что показывали его в тех местах, где в 1825 году была написана знаменитая историческая драма. С этим согласились многие участники спектакля: и Александр Феклистов (Борис Годунов), и Евгений Миронов (Самозванец), и Ирина Гринева (Марина Мнишек), и самый маленький актер – Саша Костричкин, исполняющий несколько детских ролей. Но не режиссер Деклан Доннеллан. Англичанин настаивал на том, что, возможно, пушкинские места и оказывают воздействие на актеров, но это вовсе не означает, что играть здесь надо как-то особенно.

Конечно, этот спектакль сделан удивительно интересно. На одном дыхании смотрелся он еще во время мировой премьеры, состоявшейся прошлым летом в Москве. Не зря же "Бориса Годунова", инициатором постановки которого выступила Международная конфедерация театральных союзов, а информационным спонсором агентство ИТАР-ТАСС, сразу же зачислили в "олимпийскую сборную" предстоящей Всемирной театральной олимпиады. Она откроется в российской столице в апреле, после чего пушкинская трагедия отправится в большое гастрольное турне по странам Европы. Есть все основания предполагать, что это путешествие будет триумфальным.

Особенно после посещения Пушкиногорья. Когда-то, завершив здесь свою трагедию, Александр Сергеевич бил в ладоши и кричал: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!". После представления спектакля в Пушкинских Горах актер и режиссер Владимир Рецептер, присутствовавший на просмотре, поделился со зрителями своим предположением, что, мол, если бы Пушкин находился в зале, то наверняка воскликнул бы: "Ай да "Борис", ай да сукин сын!". Приятное пророчество и невероятно вдохновляющее.