"БОРИС ГОДУНОВ" – ЭТО УЖАСНО СМЕШНО

Газета "Коммерсантъ" №103
09.06.2000
Павел Сигалов

Международная конфедерация театральных союзов готовится показать премьеру спектакля "Борис Годунов". Ставит трагедию Пушкина знаменитый английский режиссер Деклан Доннеллан. Его прошлый опыт работы с русскими, "Зимняя сказка" в Петербурге, оказался весьма удачным. Спектакль даже "Золотую маску" получил. "Годунов" никаких премий пока, естественно, не удостоен, но приглашения на европейские фестивали уже имеются.

Видевшие репетиции рассказывают странное. Говорят, что не только не плакали и не скучали, но часто улыбались, а в некоторых сценах просто умирали от смеха. И это на трагедии "Борис Годунов"! Впрочем, то, что Деклан Доннеллан придумает что-то необычное, было ясно заранее. У себя на родине он заработал славу освежителя классики. Некоторые пьесы Шекспира, издавна считавшиеся несценичными, слишком путаными и скучными, в руках Доннеллана превращались в увлекательные, живые спектакли. Несколько постановок руководимой Доннелланом труппы "Чик бай Джаул" привозили в Москву, и каждый раз театральная публика в буквальном смысле стонала от счастья.

Но одно дело – ихний Шекспир, и совсем другое дело – наше все. Правда, один раз Доннеллан уже покусился на чужую святыню. Во Франции он поставил великую трагедию Корнеля "Сид", до которой сами французы давно не дотрагивались: слишком уж толстым казался покрывавший ее слой пыли. Успех, однако, превзошел все ожидания, французы признали в новом "Сиде" своего. Так что к чужой классике английский режиссер может применить столь же действенные меры, как и к своей.

Заранее можно пообещать, что никаких там бутафорских бород, шитых золотом ряс и куполов-колоколов в новом "Борисе Годунове" не будет. В героях режиссер наверняка будет искать не исторические персонажи, а просто людей. Которых будет видно со всех сторон: режиссер придумал бифронтальное расположение публики, так что артистам не спрятаться друг за друга. Условия международных гастролей, на которые обречена новая работа Доннеллана, требуют экономного оформления. Теперь это наверняка пойдет пьесе на пользу. Вообще все, что хотя бы на один вечер облегчит тяжкие взаимоотношения власти и народа, о которых в России принято ставить пушкинскую трагедию, следует считать благотворным. Ведь сколько "Годунова" на русской сцене ни ставили, толком ничего не выходило. Может быть, как раз оттого, считает Доннеллан, что его предшественники были мистифицированы кровавыми мальчиками в глазах и безмолствованием народа.

Английский режиссер, привыкший у себя дома собирать артистов на каждый спектакль заново, и в Москве работает с временной труппой. Царя сыграет Александр Феклистов, Самозванца – Евгений Миронов. Еще в спектакле заняты Авангард Леонтьев, Игорь Ясулович, Олег Вавилов и другие. А саму постановку режиссер решил посвятить памяти еще одного артиста, Олега Ефремова, который несколько лет назад тоже ставил трагедию Пушкина и играл в ней заглавную роль. Правда, показывать премьеру спектакля Доннеллан будет на сцене театра, которым руководит бывшая противница Ефремова Татьяна Доронина. Все-таки русская история – что политическая, что театральная – так запутанна, что не каждому иностранцу по силам в ней разобраться.