В ТЕАТРЕ РОССИЙСКОЙ АРМИИ РАЗЫГРАЕТСЯ АНТИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ

Газета "Коммерсантъ" №45
12.03.1993
Дмитрий Минченок

Вчера в Театре Российской армии известный германский режиссер Петер Штайн (Peter Stein) начал отбор актеров для спектакля "Орестея" по знаменитой трагедии Эсхила. "Орестея" станет первой постановкой Штайна в России, о чем, по его словам, он давно мечтал. Желание сделать современную постановку максимально близкой к античной традиции может заставить Штайна изменить свойственной ему реалистической манере. В нынешний приезд режиссер будет улаживать организационные проблемы: определять сценографию будущего спектакля и подписывать контракты с понравившимися ему актерами из разных московских театров: Олегом Меньшиковым, Екатериной Васильевой, Людмилой Чурсиной.

Впервые Петер Штайн получил приглашение поставить спектакль в России еще в 1975 году, однако тогда – в силу ряда технических причин – идея не получила развития. В 1987 году режиссер вернулся к этому замыслу и предложил российским коллегам на выбор несколько пьес, которые он хотел бы поставить именно в России. Российская сторона (Союз театральных деятелей) предпочла трилогию Эсхила "Орестея". Летом 1990 года в Новосибирске Петер Штайн, искавший исполнителей для пьесы, увидел спектакль "Павел I" Театра Советской армии и предложил актерам этого театра сыграть "Орестею", оставив, однако, за собой право пригласить на главные роли артистов из других театров. Воодушевившийся идеей поставить Эсхила Штайн, не дожидаясь воплощения российского проекта, создал спектакль по "Орестее" в своем театре "Шаубюне". Однако та постановка не принесла режиссеру удовлетворения – по словам самого Штайна, "только российский актер в состоянии в наше время конца эпохи наиболее полноценно воплотить Эсхила".

По мнению Штайна, нынешняя ситуация в России аналогична ситуации в "Орестее" Эсхила, где демократический третейский суд торжествует над принципом "око за око". (В начале трилогии долг мести за отца требует от Ореста убийства матери. Череда преступлений, таким образом, продолжается, что и составляет основу конфликта в пьесе. Однако в третьей части, где повествуется о суде над Орестом, бог Аполлон оправдывает героя, а олимпийские боги учреждают третейское суд, прекращая кровную месть.) Петер Штайн, знаток древнегреческой литературы и языка, создал собственную редакцию классического эсхилового текста. Режиссер выбрал Театр Российской армии именно из-за того, что его зал можно с наибольшей точностью превратить в древнегреческий амфитеатр. Как и положено в античном театре, в спектакле будет присутствовать хор, но не из 12 певцов, как полагается по канонам античной трагедии, а из 24 – как в комедии. Это говорит не столько о намерении режиссера переменить жанр спектакля, сколько о сознательной двойственности режиссерской позиции, позволяющей двояко оценить действия персонажей.

Премьера спектакля намечена на январь 1994 года, и Ъ непременно расскажет об этом событии.