ПРИНЦ ДАТСКИЙ ВЫХОДИТ НА СПОРТПЛОЩАДКУ

Газета "Коммерсантъ" №70
21.04.2000
Павел Сигалов

В субботу и в воскресенье в Москве можно опять увидеть спектакль Петера Штайна "Гамлет" с Евгением Мироновым в главной роли. Со времени премьеры, состоявшейся полтора года назад, эту версию шекспировской трагедии показывали и на театральных сценах, и в загородных ангарах, но чаще всего – на цирковых аренах. Теперь "Гамлета" разыграют на спортивном поле.

Спортивная арена этому спектаклю как раз очень подходит. Квадратный игровой помост для "Гамлета", вокруг которого с четырех сторон сидят зрители, больше всего похож на боксерский ринг. Поэтому атмосфера спортзала вполне соответствует духу постановки Штайна, и в ней, может быть, наконец проявится концепция режиссера. Кстати, сам он после премьеры спектакля ни разу не видел ни здесь, ни на гастролях. Одни объясняют сей факт занятостью новыми проектами (прежде всего – многочасовым "Фаустом" для всемирной выставки в Ганновере), другие – равнодушием к собственному детищу, а кое-кто – просто обидой на некогда воспевавшую режиссера русскую критику. Ведь после премьеры многие рецензенты упрекали знаменитого немца в том, что спектакль его слишком уж прост и что рассчитывал он больше на старшеклассников, чем на искушенных театралов.

Кстати, за полтора года, прошедшие со дня премьеры, "Гамлет" сильно изменился. Критики, выражавшие недовольство отсутствием оригинального решения, утихомирились. А актеры взяли дело в свои руки. Подобная инициативность в театре не всегда бывает благотворной, но в данном случае она пошла спектаклю на пользу. Его смысл теперь складывается просто из хорошей игры хороших артистов – Евгения Миронова, Ирины Купченко, Михаила Филиппова, Александра Феклистова, Владимира Этуша. Говорят, когда Гамлет-Миронов произносит сакраментальное "быть или не быть", многие зрительницы достают носовые платки. И вообще публика следит за развитием событий с искренним интересом. Такой спектакль устареть не может в принципе.

Может быть, так и было задумано Штайном. Он придерживается мнения, что господа артисты обычно только к сороковому показу спектакля по-настоящему "дозревают" до ролей и начинают наконец играть именно то, что вкладывал в них на репетициях режиссер. Нынешние московские представления – из четвертого десятка со времени премьеры. Значит, черты истинного штайновского замысла действительно вот-вот проступят. Однако никто не может гарантировать, что сороковое представление состоится тоже в Москве или хотя бы в России. Так что лучше все-таки посмотреть "Гамлета" сейчас.