ДОМАШНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГАМЛЕТА

Газета "Деловая неделя"

Самый простой из всех современных "Гамлетов" будет показан в Киеве

В Киеве покажут "Гамлета" в постановке Питера Штайна. Спектакль не новый – 1998 года, и наделавший в свое время немало шума. Штайновского "Гамлета" московская критика невзлюбила единодушно, несмотря на то, что главную роль в спектакле исполнил Евгений Миронов – всеобщий баловень и постоянно оправдывающая себя надежда российской сцены. Немецкий классик отказался от попыток проникновения в глубинные смысловые пласты шекспировской трагедии, ограничившись исключительно "бытовой версией" происходящего. Главной целью режиссера было предельно ясно и понятно рассказать зрителям вконец запутанную шекспировскую историю. Из всех существующих переводов трагедии режиссер сознательно выбрал тот, что был ближе всего к подстрочнику – лишенный поэтичности и образности. Петер Штайн не избежал актуального в конце 1990-х соблазна осовременить Шекспира. Гамлет играет на саксофоне, в руках у запакованного в камуфляж Фортинбраса – АКМ, Призрак и вовсе напоминает чернобыльца-ликвидатора. Мастерство режиссера еще больше подчеркнуло аконцептуальность и безыскусность происходящего на сцене. Вследствие всего перечисленного сработал эффект "обманутых ожиданий". Все ждали момента истины и массового катарсиса, а получили едва ли не школьное сочинение.

Тем не менее вот уже пять лет спектакль, объединивший театральных звезд первой величины (Ирину Купченко, Александра Феклистова, Михаила Козакова, Владимира Этуша), с успехом гастролирует по России. Вероятно, притягательность любимых актерских имен сильнее любой художественной концепции и, тем более, ее отсутствия.