АНШЛАГУ БЫТЬ!

Газета "Невское время" №35
26.02.1999
Григорий Заславский

Нынешний театральный сезон в Петербурге отличается невероятным обилием московских гастролеров, среди которых встречаются не только случайные антрепризы, но и прославленные театральные коллективы. Москвичи не боятся рисковать, привозя в наш город даже дорогостоящие проекты – достаточно вспомнить недавние сумасшедшие аншлаги на меньшиковском "Горе от ума". К числу таких грандиозных театральных проектов можно по праву причислить "Гамлета" в постановке всемирно известного немецкого режиссера Петера Штайна.

Солидность этого проекта, созданного под эгидой Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова, подтверждается не только именем режиссера, но и внушительным актерским составом, приглашенным из разных московских театров. В постановке заняты такие выдающиеся мастера российской сцены, как Ирина Купченко, Александр Феклистов, Михаил Козаков, Михаил Филиппов, Владимир Этуш, а молодого принца Гамлета играет звезда современного театра и кино Евгений Миронов. И не случайно в Театре Российской армии спектакль ежедневно в течение трех недель шел на аншлагах, вызвав множество самых противоречивых откликов – от мнений усталых скептиков до восторженных слов восхищения. Как и в предыдущей работе – постановке эсхиловской трагедии "Орестея" – для Петера Штайна в "Гамлете" важной темой стал конфликт поколений. Трагизм сегодняшнего бытия для Петера Штайна заключается в том, что на смену зрелым, усталым "отцам", знающим цену жизни, неизбежно приходят растерянные, утратившие всякие ориентиры "дети", для которых нет существенной разницы между "быть" или "не быть". Молодой Гамлет в шутовской короне и с саксофоном пробует этот мир на прочность и не находит смысла в окружающем его балагане, где всякая трагедия обречена обернуться фарсом.

Достоинства штайновской постановки петербургская публика сможет оценить, придя 3 и 4 марта на спектакль в Петербургский цирк на Фонтанке. Идея разыграть театральный спектакль в цирке, сделав зрителей соучастниками роковых событий, показалась устроителям гастролей оригинальной (действие трагедии будет происходить не только на арене, но и на лестницах, на галереях за спинами зрителей). Однако, по иронии судьбы, все в мире повторяется. И "страсти высокой трагедии" уже бушевали на этой арене – именно здесь, под куполом цирка Чинизелли, в 1918 году спектаклем "Царь Эдип" Софокла открылся петроградский "Театр трагедии". Так возвращение трагедии на цирковую арену стало еще одной неожиданной рифмой начала и конца ХХ столетия.