ГАМЛЕТ: БЫТЬ ИЛИ... БЫТЬ!

Газета "Челябинский рабочий"
23.11.1999
Лидия Садчикова

Скоро челябинцы увидят театральную сенсацию

8 и 9 декабря на арене цирка челябинцам будет представлен необычный театральный проект. "Гамлет" – второе детище знаменитого немца Петера Штайна, рожденное, как и "Орестея", от связи с российскими актерами. Режиссер мирового масштаба увлечен и покорен их игрой, их работой над ролями. После "Орестеи" он сделал вывод, что русские артисты необыкновенны. И вдохновенно пошел на второй проект, который оказался столь же удачным. "Гамлет" уже на много месяцев вперед расписан для зарубежных гастролей. Его ждут в Америке, Японии, Италии, Испании. В России он показывался только в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге. Этот спектакль и в Москве-то "поймать" невозможно – он там идет раз в три месяца.

Случайно ли для спектакля в Челябинске выбран в качестве игровой площадки цирк? Нет. Штайн изначально ставил его с расчетом на цирковой манеж, который приближен к конфигурации древних амфитеатров. Зрители в таком пространстве ощущают себя соучастниками действа, тем более, что актеры играют и за пределами арены. Причем не надо ломать голову, в какой сектор купить билеты, – это не имеет значения. Действие происходит на всем пространстве, его видно и слышно отовсюду. Арена – словно круг жизни.

Финансовая стоимость проекта очень высока, дорог и его "прокат" – не каждому городу по карману. То, что Челябинску удалось его заполучить, – большая удача. Гамлет" – это 60 участников и 110 кубических метров декораций плюс костюмы и уникальная аппаратура. Кстати, недавно его играли в Мюнхене в совершенно неприспособленом зале, так как цирков в Германии нет. Использовали какой-то большой ангар. Но световая и звуковая техника и там не подвела. Для того, чтобы по звуку спектакль воспринимался, словно в театральном зале, применяются миниатюрные радиомикрофоны. С помощью пластыря телесного цвета их прикрепляют каждому артисту на лицо и загримировывают. Голоса звучат чисто, без помех и шумов.

— Сложность проекта заключается еще и в том, что в нем играют ведущие артисты из различных московских театров – Ирина Купченко, Татьяна Догилева, Евгений Миронов, Владимир Этуш, Михаил Козаков, Елена Захарова и другие. Каждый напряженно занят в своем репертуаре. Свести их, договориться о дате "Гамлета" – большая проблема, это делается за три-четыре месяца. Повторить этот спектакль, гастроли которого нам помогла организовать Международная конфедерация театральных союзов, уже никогда не удастся, – сказал начальник управления культуры Челябинской администрации Владимир Макаров. – Я был на премьере год назад в Москве. Спектакль уникальный! Сюжет "Гамлета", конечно, всем известен. Однако необычны почерк и стиль знаменитого режиссера, что отразилось и на актерской игре. Чтобы воплотить замысел Петера Штайна, Евгению Миронову пришлось научиться играть на саксофоне, причем по-настоящему. Миронов – юный, умный, талантливый, психологически верно выстроивший свою роль, такому Гамлету веришь. И других персонажей воспринимаешь, как настоящих, подлинных людей. Они рассказывают о своей жизни. А может, о нашей с вами?..