ПРИНЦ ДАТСКИЙ ИГРАЕТ НА САКСОФОНЕ

Газета "Час"
19.10.2002
Мая Халтурина

Событие сезона

С 23 по 27 ноября в Риге пройдут гастроли двух совершенно необычных спектаклей. "Гамлета" в постановке немецкого режиссера Петера Штайна и "Бориса Годунова" в постановке англичанина Деклана Доннеллана сыграют ведущие российские актеры. Роли двух претендентов на престол – и принца датского, и Лжедмитрия, – исполнит Евгений Миронов.

Оба спектакля принадлежат Международной конфедерации театральных союзов, организовывать гастроли в Риге помогает Театр русской драмы. "Гамлет" изначально создавался в расчете на мировое турне: спектакль, выпущенный в 1998 году, был "на корню" закуплен ведущими театральными продюсерами мира и объездил уже половину земного шара. Только что прошли триумфальные гастроли в Японии: "Гамлета" там играли 11 вечеров подряд. Публика раскупала даже билеты на репетиции. Еще бы – репетирует сам Петер Штайн, живой классик, легенда мирового театра!

С Россией его связывают особые нити. Чехов – его любимый драматург, русских актеров он ценит необычайно высоко. После перестройки Штайн смог осуществить в Москве два грандиозных театральных проекта – "Орестею" Эсхила и "Гамлета" Шекспира. В них участвовала поистине актерская элита России. В "Гамлете", например, кроме Евгения Миронова, заняты также Ирина Купченко, Александр Феклистов, Владимир Этуш, Михаил Козаков.

В Москве "Гамлета" играют в Театре Советской армии, а одно время даже – в Цирке на Цветном бульваре. Все дело в необычной сценографии. Обратите внимание: оба спектакля – и "Гамлет", и "Борис Годунов" – созданы режиссерами в особом пространстве. У Доннеллана, например, сцена разделяет зрителей, как река, – они сидят по обе ее стороны.

В "Гамлете" Штайна действие разворачивается на квадратном деревянном помосте, а зрители сидят со всех четырех сторон. На обычной сценической площадке сыграть спектакль невозможно. Зал театра "Дайлес", где проходят гастроли, будет переоборудован. Часть зрительских рядов амфитеатром расположится на сцене. Помост, на котором играют актеры, займет место оркестровой ямы и первых рядов партера. И публике с любых мест – и ближних, и дальних – будет хорошо видно.

Помост и трибуна с сиденьями для публики – часть декорации, часть авторской концепции, а не просто хитроумные изыски. По мысли Штайна, Гамлет – среди нас, он такой же, как мы. Недаром он слушает "Битлз" и играет на вполне современном инструменте – саксофоне! И актеры легко покидают квадрат сцены, оказываясь между зрителями и у них за спиной.

Петер Штайн говорил, что его целью было – просто и доступно рассказать современной молодежи запутанную историю шекспировского Гамлета. Поэтому режиссер отказался от исторического антуража, от средневековых костюмов. Суть не в атрибутах эпохи, а в том, что шекспировский сюжет вечен – противостояние молодого и старого, отцов и детей, чистоты и испорченности.

"Борис Годунов" знаменитого английского режиссера Деклана Доннеллана, лауреата премии Оливье и обладателя российской "Золотой маски", – тоже весьма своеобразная интерпретация классики. Актуальная, динамичная, очень эмоциональная постановка. В ней заняты Евгений Миронов, Авангард Леонтьев, Александр Феклистов. Подробнее о спектакле – в ближайших номерах "Часа".